Глава XXXIX КИНОПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВО ФРАНЦИИ (1919—1925)
На войне мы победили — Веришь ли, Мадлон? Хо-хо! Лей, стаканы наполняй, Победу праздновать давай Жоффра, Фоша, Клемансо.
В 1919 году в Париже все распевали песню «Мадлон Победы», которая появилась после Версальского договора (28 июня), предназначенного навсегда урегулировать судьбу континентальной Европы и предоставить в ней Франции первенствующую роль. В скором времени Национальный блок * одержал победу на ноябрьских выборах (433 депутата против 86 радикалов, 26 республиканцев и 68 социалистов), и его министр финансов Стэг (Steeg) заявил: «Платить будут боши».
Однако обещанное процветание так и не наступило, а демобилизованные воины не обрели ни легкой жизни, ни работы.
«Безработица начинает причинять нам серьезный ущерб,— пишет 29 января 1921 года журнал «Ла Сине-матографи франсэз».— В провинции были вынуждены закрыть изрядное число кинозалов. В Париже отмечают значительное снижение выручки. В одном крупном пригородном зале сборы снизились до 800 франков в день вместо прежних трех тысяч».
Через несколько месяцев положение еще ухудшилось. Та же газета писала в апреле 1921 года:
«Чем меньше действующих кинозалов, тем больше продается метров пленки. Прокатный кризис в провинции все больше обостряется. Во многом виной тому безработица, но еще больше — налоги. Хуже того, кинематографы превращают в дансинги, так как владельцы в таком случае платят меньше налогов».
Закон, принятый 20 июня 1920 года палатой «серо-голубых»**, обложил выручку с продажи билетов нало-
* Реакционное объединение правых партий и группировок, созданное в 1919 толу.—Примеч. ред.
** «Серо-голубые» (bleu horizon; цвет военного обмундирования французской армии, введенного в 1915 году) — депутаты, принимавшие участие в первой мировой войне и избранные в парламент после ее окончания. Палата «серо-голубых» функционировала с 1919 по 1924 год.— Примеч. ред.