ми колониальными обществами, вроде «Мадагаскарско-го банка». Марсель Гунуйу и Гюстав Бурража, оба депутаты Национального блока, организовали под своей эгидой группу крупных провинциальных газет, объединенных вокруг их собственных двух изданий: «Пти мери-диональ» (Монпелье), «Уэст эклер» (Ренн), «Денеш дю Норд-Эст» (Реймс), «Телеграф» (Реймс), «Денеш дю сентр», «Луар репюбликен» (Сент-Этьен), «Ла Мон-тань» (Клермон-Ферран). Эти девять ежедневных газет имели большое влияние и порой довольно крупный тираж. Объединение в группу позволило им довольно успешно конкурировать с парижской прессой.
Благодаря капиталу, разнообразным связям, а еще более — системе преобладающего участия «Пате кон-сортиум» расширила сеть своих кинозалов. По словам Куассака, в 1920—1925 годах компания «была занята, будь то в Париже или в провинции, увеличением числа кинозалов, которые она могла держать под своим контролем. Таким образом, компания не собиралась производить или покупать фильмы, не будучи заранее уверенной в возможности их окупить. В общем, можно сказать, что количество кинозалов, контролируемых в настоящее время (1925) компанией, весьма значительно»*.
«Пате консортиум», таким образом, с 1922 года втянула в свою орбиту группу «Лютециа Фурнье», державшую в Париже более десятка крупных залов.
Но компания не ограничила этим свою деятельность. Она не удовлетворилась распространением фильмов, но взялась и за их производство, и притом фильмов весьма дорогостоящих, что Шарль Пате решительно осудил. По этому поводу он пишет в своих воспоминаниях:
«В возмещение наших вкладов, довольно значительных, мы требовали лишь небольшого процента прибыли. Следовательно, актив этого общества ему ничего не стоил. К тому же оно имело капитал 20 миллионов — вклады, собранные его основателями.
Производить небольшое число фильмов и направить свои усилия на эксплуатацию кинозалов во Франции — такая деятельность, по моим соображениям и согласно моему опыту, должна была привести к благоприятным результатам, тем более что я намеревался помочь этой компании, давая ей возможность покупать по выгодной цене чистую пленку.
* Coissac G.-M. Histoire du Cinematographe. Paris, 1925, p. 478.
17