Руководители «Пате консортиум» решили действовать иначе. Я согласился принимать участие в его административном совете, чтобы осуществлять контроль и давать ему советы как доброжелательное и, скажем прямо, заинтересованное лицо».
Но большинство администраторов не захотело его слушать. Произошел крупный конфликт, и в 1921 году Шарль Пате с таким треском покинул «Консортиум», что это вызвало широкий отголосок во всем мире кино. Луи Деллюк написал в «Синэа» (11 ноября 1921 года):
«Финансовая организация кинематографа, сотрясаемая жестокими спазмами, колеблется на своем основании и, кажется, каждую минуту готова развалиться».
Затем, на следующей неделе Жан де Ровера объясняет положение дел:
«С тех пор как «Пате синема» слилась с «Пате консортиум»... все разладилось. Усилия, которых кинопромышленность вправе ожидать от людей, посвятивших себя ее процветанию, частью тратятся на бесплодную борьбу между людьми, а частью — на недостойные столкновения интересов... «Пате консортиум» не может желать захватить все в свои руки... Какой бы сильной и значительной она ни чувствовала себя, она все же обязана хоть немного подумать... и о более мелких людях... которые все вместе имеют даже большее значение, чем крупная организация, созданная финансистами вокруг предприятия Шарля Пате.
Целый отряд хороших работников (режиссеров и актеров) жестоко страдает от жалкого соперничества, возникшего в «Пате консортиум». Я повторяю — жалкого соперничества, хотя речь идет о миллионах, жалкого на фоне всеобщих интересов. Если такое предприятие, как «Пате консортиум», являет собой печальную картину подозрительности и расправ, отставок и осуждений, совещаний, называемых бесполезными, и жалоб, поданных в судебные инстанции, то подумайте, какие кредиты может получить бедный, талантливый режиссер, ищущий предпринимателя, который согласился бы финансировать производство значительного фильма? <...> Весьма прискорбно, что такой человек, как Шарль Пате, был внезапно отстранен от всякой деятельности и всякой ответственности в управлении концерна, образовавшегося вокруг него за тридцать лет работы... Но с другой стороны, бесспорно, что импульс, данный «Пате консортиум» Дени Рико, был весьма значителен... и тем более достоин по-
18