Назад

Страница 0360

Вперед

ходные мостики, преследуют и убивают мужчин, женщин, детей, сбрасывают их с высоты в несколько этажей, что позволило Тиссэ сделать захватывающие панорамные съемки сверху вниз и снизу вверх.

Как и лестница в Одессе, это монтажное построение придает эпизоду исключительно яркое звучание, а в последней сцене массовое избиение полицией сотен мужчин и женщин прозвучало бы куда слабее, не примени Эйзенштейн здесь типичного «монтажа аттракционов». Ниже мы приводим как пример монтажное построение отрывка^ фильма:

«1. Голова быка. Кинжал бойца нацеливается, уходит за кадр вверх.

2.  Крупно. Рука [с кинжалом] ударяет за кадр вниз.

3.  Общий план. Тысяча пятьсот человек валятся с откоса (профиль).

4.  Пятьдесят человек встают с земли, простирают руки.

5.  Лицо солдата — [он] прицеливается.

6.  Средне. Залп.

7.  Вздрагивает тело быка (голова за кадром). Валится.

8.  Крупно. Ноги быка в конвульсии. Копыто бьет в лужу крови.

9.  Крупно. Затворы винтовок.

10.  Веревкой прикручивают голову быка к станку.

11.  Тысяча человек пробегает.

12.  Из-за кустарника вырастает с земли цепь солдат.

13.  Крупно. Умирает под невидимым ударом голова быка (мертвеют глаза),

14.  Залп — мельче, со спины.

15.  Средне. Стягивают ноги быка «по-еврейски» (способ резания скота в лежачем положении).

16.  Крупнее. Люди валятся с обрыва.

17.  Режут горло корове, льет[ся] кровь.

18.  Полукрупно. В кадр поднимаются люди с протянутыми руками.

19.  На аппарат (в движении) идет боец с окровавленной веревкой.

20.  Толпа бежит к забору, ломает. За забором засада (в два-три кадра).

21.  В кадр падают руки.

22.  Отделяют голову коровы от туловища.

23.  Залп.

24.  Толпа вкатывается с откоса в воду.

344

Назад Страница 0360 Вперед