Назад

Страница 0361

Вперед

25.  Залп.

26.  Крупно. Выстрелом выбивают зубы.

27.  Ноги пехоты уходят.

28.  В воду втекает, окрашивая ее, кровь.

29.  Крупно. Из горла быка хлещет кровь.

30.  Из тазика руки выливают кровь в ведро.

31.  Наплывом — платформа с ведрами крови в движении к утилизационному заводу.

32.  У мертвой головы протаскивают язык сквозь взрезанное горло (один из приемов бойни, вероятно, для того, чтобы в конвульсиях на повредить его зубами).

33.  Уходят ноги пехоты (мельче).

34.  Сдирают кожу с головы.

35.  Тысяча пятьсот убитых у подножья обрыва.

36.  Две мертвые ободранные головы быков. - 37. Человеческие руки в луже крови.

38. Крупно. Во весь экран. Мертвый бычий глаз. Финальная надпись» *.

В «Стачке» много «аттракционов». Но этот эпизод единственный в фильме, где «монтаж аттракционов» применен в полной мере кинематографически и одновременно — в точном соответствии определению, которое Эйзенштейн дал годом раньше: «...свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных (также и вне данной композиции и сюжетной сцепки действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект — монтаж аттракционов»**.

В «Стачке» этот «монтаж аттракционов» следовал непосредственно после надписи «Бойня», и, следовательно, речь шла о визуальной метафоре, переводящей в жестокие кадры банальную фразу «эта резня была настоящей бойней». Об этом Эйзенштейн сказал в 1944 году, когда определял свой «монтаж аттракционов» в «Стачке» как «попытку сопоставления»:

«Сопоставления, стремящегося к тому, чтобы сказать о расстреле рабочих не только изображением, но еще и через обобщающий «пластический оборот речи», приближающийся к словесному образу «кровавой бойни» ***.

«Монтаж аттракционов» был для Эйзенштейна этапом в развитии его стиля и творческого мышления. Было бы

* Цит. по кн.: Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 6, с. 423—424. ** Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 2, с. 271. *** Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 5, с. 178.

345

Назад Страница 0361 Вперед