из московских парков. Александров говорит, что эта решетка была найдена специально для киносъемки.
Сюжет этого короткого эпизода соответствует истории: «Потемкин» действительно дал пять орудийных залпов (из них три холостых) по зданию одесской Оперы, в котором заседал военный трибунал, созданный для того, чтобы судить лиц, арестованных во время демонстрации в ночь перед торжественными похоронами Вакулинчука. Демонстрация была, скорее, мирной, но происходила она в городе, где еще дымились непогашенные пожары, вспыхнувшие в кровью обагренной ночи. Синтезируя эту ночную резню в трагическом акте — эпизоде на лестнице,— Эйзенштейн дал тотчас вслед за ним драматическую перебивку — орудийный залп по зданию Оперного театра. Вот как строится по монтажному листу озвученного фильма эта короткая перебивка, завершающая акт:
«173. НДП И ТОГДА НА ЗВЕРСТВА ВОЕННЫХ ВЛАСТЕЙ ОТВЕТИЛИ СНАРЯДЫ БРОНЕНОСЦА.
174. КР. (0.18) Часть броненосца. Дула орудий.
175. КР. (0.035) Скульптурная группа на крыше здания [Оперного театра].
176. НДП (1.07) ПО ГНЕЗДУ ПАЛАЧЕЙ.
177. КР. (0.12) Часть броненосца. Выстрел из орудия.
178. КР. (0.12) На крыше скульптура ангела.
179. КР. (0.10) На крыше [другая] скульптура ангела.
180. КР. (0.06) На крыше [еще другая] скульптура ангела.
181. КР. (0.32) Взрываются ворота.
182. КР. (0.09) Дым заволакивает ворота.
183. СР. (0.41) Рухнула башня ворот.
184. КР. (0.15) Спящий лев.
185. КР. (0.20) Лев с открытой пастью [поднимающийся на своих передних лапах].
186. СР. (0.21) [Рычащий] лев па передних лапах.
187. КР. (0.11) Дым.
188. СР. (0.22) Здание заволокло [огнем и] дымом.
189. СР. (0.32) Падает башня ворот.
190. СР. (0.40) Здание в дыму»*.
Интересно сравнить этот эпизод в том виде, в каком он был фактически сделан, с его эскизом в режиссерском рабочем сценарии, написанном Эйзенштейном — текст
* «Броненосец «Потемкин». Монтажный лист. М., Госкпноиздат, 1949,
361