экраны двенадцати московских кинотеатров. Фасад кинотеатра «Художественный» был украшен большим макетом броненосца, и Эйзенштейн настоял на том, чтобы контролеров кинотеатров одели в форму матросов царского флота.
«Потемкин» имел огромный успех на всей территории Советского Союза и затмил все другие фильмы, созданные к двадцатилетнему юбилею. Согласно одной из распространенных легенд о «Потемкине», в Советском Союзе фильм якобы был полностью отвергнут зрителями и понадобился успех его в Берлине и Нью-Йорке, чтобы его наконец признали крупным кинопроизведением. Истина, однако, в том, что успех «Потемкина» за рубежом, о котором говорила вся печать, привел к повсеместному возобновлению демонстрации фильма, вызвавшему новую волну успеха.
Прежде чем описать исключительный прием, оказанный «Броненосцу «Потемкин» за границей, следует подробно познакомиться с эпизодом «Одесская лестница», собственно, обеспечившим триумф фильма. Эйзенштейн писал, что этот эпизод был полностью сымпровизирован. Это не точно. Он подготовил раскадровку эпизода и изложил ее на трех машинописных страницах, сохраняемых в архивах ЦГАЛИ и цитируемых ниже. На этих трех страницах Эйзенштейн вписал от руки дополнительные указания, которые мы выделяем курсивом.
"1. ОБ.ИзДФР*. Лестница, смотрят.
2. СР. |
Смотрят. |
3. ПК. |
Со спины смотрят. |
4. |
2 рабочих смотрят. |
5. |
Дама. |
6. |
Калека. |
7. |
Детям показывают. |
8. |
Старик утирается. Старушка. |
9. |
Курсистки машут. |
10. |
Две бабы. |
11. |
Детей подымают в кадр. |
12. |
Старик смотрит. |
13. КР. |
Ребенок кричит. |
14. |
Калека мчится между ног. |
15. |
Поясно—шарахаются. |
* ДФР — диафрагма; ОБ — общий план; СР — средний план; КР — крупный план, ПК — полукрупно.— Примеч. ред.
366