того, как финансирование производства перешло к французской фирме.
То, что не удалось совершить Стиннесу и Венгерову вследствие непрочности экономического положения, сделал в «УФА» Эрих Поммер. В согласии с политикой германского правительства Поммер был проводником определенной линии в международных связях немецкой кинематографии. В 1924 году он заключил соглашение с парижской фирмой «Обер». Поммеру в это время было тридцать пять лет. Тогда он готовил к выпуску фильмы «Доктор Фауст» Людвига Бергера, которого должен был заменить Мурнау, «Хроника серого дома» фон Герлаха, «Михаэль» Дрейера и «Пьетро Корсар» Робисона. Вот что сказал Поммер в интервью французскому журналисту:
«Я думаю, что европейские продюсеры должны наконец подумать о том, чтобы выработать совместно какую-то форму сотрудничества. Нужно суметь установить систему обмена, позволяющую ускорить амортизацию созданных фильмов. Нужно научиться создавать «европейские фильмы», которые, не будучи ни французскими, ни английскими, ни итальянскими, ни немецкими, были бы фильмами «континентальными». Перед ними откроется возможность широкого показа по всей Европе, облегчится компенсация затрат, которые велики во всех странах. У нас имеется договоренность с четырьмя английскими фирмами и с итальянцами. Взгляните на американцев. Продюсеры, работающие по ту сторону Атлантики, способны окупить сделанные ими картины в результате их проката на одной лишь территории США. Потом они могут продать права по прокату этих фильмов странам Европы и Латинской Америки по сравнительно низким ценам.
Наше соглашение с фирмой «Обер» исключительно ценное. Прокат фильмов не ограничивается территорией той или иной страны. Их поле деятельности становится неограниченным. Трудности обмена фильмами, существовавшие до сих пор, я думаю, теперь устраняются. Вам часто говорили, что существующая в Германии система лимитирования представляет собой серьезное препятствие для обмена наших фильмов на зарубежные. Это обман. Германское правительство исключает все трудности, связанные с импортом зарубежных фильмов, рассчитывая на встречный экспорт наших картин. Мы располагаем примерно 40 тысячами метров фильмов, предлагаемых
18* 419