варивали, что он топил свои горести в виски*. Он поте-» рял все иллюзии еще в 1924 году, когда подводил итог своей карьеры за 1916—1919 годы:
«Почему искусство кино как бы замедлило свой прогресс? Из-за невероятно высокой себестоимости современных фильмов. Эксперимент с новым фильмом стал рискованным. <[../> А посему фильмы производятся по шаблону, завоевавшему популярность. <[...>
Возьмем случай со мной. «Рождение нации» принесло мне богатство; это богатство я бросил на проверку новых теорий в «Нетерпимости». И тогда, чтобы заработать на жизнь, мне пришлось снимать обычные фильмы; они сделаны в угоду вкусам публики. Я, правда, пытался втиснуть туда кое-что новое, чтобы проверить некоторые идеи. Но для того, чтобы мои фильмы приняла фирма-издатель, я вводил элементы действия на потребу публике. А стоило мне получить доходы с этих фильмов, как я тут же снял «Сломанные побеги» **.
В 1919 году Гриффит, отведав горького хлеба навязанных ему картин, смог снова стать самим собой, поскольку над ним не было хозяина. Но после 1924 года ему снова встать на ноги не удалось. И он сам и киноиндустрия претерпели за этот год громадные изменения. Но режиссер по-прежнему был полон творческих сил. Робер Флоре описал в «Синэ-магазин» (27 июля 1923 года) их совместный визит в нищий нью-йоркский квартал Бауэри в момент подготовки фильма с Олом Джолсоном:
«Мы вышли из такси и вошли в сквер, в котором вряд ли можно встретить миллионера. «Простите, что я заставляю вас ходить пешком,— сказал мне режиссер,— но сегодняшний день я посвятил поискам типажей для будущего фильма. <[•»!> Вы увидите, как я работаю».
Скверик невероятно грязен. Стоит удушливая жара. Люди в рубашках спят на скамейках в тени рахитичных деревьев с выцветшими листьями. Вдруг Д.-У. Г. дергает меня за рукав: «Поглядите на того типа!»
* См. в «Размышлениях о киноискусстве» рассказ Рене Клера о встрече с Д.-У. Гриффитом «туманным лондонским вечером» (в русском издании см. с. 63—65.— Примеч. ред.). Кроме того, книга Эзры Гудмана «Пятьдесят лет упадка и крах Голливуда (The Fifty-Yea г Decline and Fall of Hollywood. New York» 1961) открывается рассказом о «последнем интервью с Гриффитом» и точно описывает его положение и состояние духа в коние жизненного пути.
** D. W. Griffith parle—Гл: «Cmea-Cine pour tous», 1925, 15 fevr.
127