Назад

Страница 0128

Вперед

Мужчина лет пятидесяти, астматик апоплексического* сложения, читает подобранную с земли газету. Каждую минуту он сплевывает и поправляет на носу в форме кар? тофелины (цвета клубники) ржавое пенсне» которое то, и дело соскальзывает из-за сломанной пружины. Гриффит подходит к нему, что-то говорит, и через несколько секунд человек дает ему свой адрес. «Я пообещал ему 25 долларов, если он согласится прийти в студию и посидеть на скамейке с лорнетом и газетой...». <\..>

Затем внимание режиссера привлечено женщиной. Он заговаривает с ней. Но она — кинофоб (даже вообще не представляет, что такое кино), а потому отказывается. Но стоит Гриффиту заявить, что ей хорошо заплатят, как она начинает улыбаться и соглашается явиться на студию...

Мы заходим в итальянский ресторанчик, из которого неприятно несет подгоревшим жиром. В зале сидит че: ловек тридцать клиентов. <...> Гриффит восхищен. <\./> Он не произносит ни слова, но внимательно осматривается. Мы заказываем колбасу, и мэтр исподтишка показывает мне, как посетители едят. Он неподражаем. <\..J>Ero зубы наталкиваются на перечное зернышко в куске салями. <\.> Он имитирует сидящего неподалеку от нас молодого человека. Гриффит крутит зернышко во рту; затем выплевывает далеко от себя и угрюмо следит за траекторией его полета. <[...> Молодой человек повторяет этот жест каждое мгновение, и Гриффиг тщательно фиксирует его для себя».

Портрет режиссера напоминает Бальзака в описаниях современников. Тот тоже бродил по парижским улицам в поисках типажа или имени для героя.

В тот летний день 1923 года Флоре вернулся с Гриффитом в его студию Мамаронек и ушел лишь поздним вечером. Перед уходом он долго расспрашивал. Джека Ллойда, одного из самых преданных ассистентов Гриффита. Тот так охарактеризовал своего шефа: «Он самый бедный из всех американских кинематографистов. Уверен, у него в банке не более 20 тысяч. Деньги не интересуют его. А все свои заработки он пускает на новые произведения* Если он перестанет снимать, у него не останется ни цента. Но он никогда не бросит своего дела. До самой смерти...»

Быть может, у Гриффита был тяжелый характер. Но Флоре, по-видимому, слишком строго судил его в «Голливуде вчера и сегодня», где написал:

128

Назад Страница 0128 Вперед