вершенно не знали тонкостей актерской профессий. До Харта вестерн состоял из нескольких сцен, где по очере: ди появлялись герой, героиня и предатель. Харт разрабатывал сюжет в деталях и следил за его неукоснительным изложением на экране» *.
Эта похвала владельца «Парамаунт» своей кинозвезде частично относится к Томасу Инсу и Гарднеру Салли-вэну, которые ввели в практику рабочие сценарии еще в 1914 году, хотя Гриффит, Чаплин и Мак Сеинетт ими не пользовались в эпоху немого кино. Но Цукор пргв, говоря, что важным фактором взлета У.-С. Харта оказалось то, что «он был культурным человеком, любителем чте* ния, писателем и знатоком искусств», который якобы «унизил себя, согласившись на роли киноковбоев», поскольку вестерн в Соединенных Штатах еще больше, чем сегодня, расценивался как низший жанр.
В 1920—1921 годах У.-С. Харт снял вместе с Лэмбер-том Хиллайером дюжину фильмов для фирмы «Арткрэфт пикчерз корпорэйшн», но не стал их выпускать на экран сразу после окончания работы. В сорок пять лет он женился на молодой скандинавской актрисе Уинифред Уэстовер и поселился на своем великолепном ранчо в Калифорнии. Его прежние фильмы имели громадный успех, и он, получая часть доходов, был невероятно богат, Терри Рамсей утверждает, что Харт ушел из кино, поскольку не хотел платить слишком высоких подоходных налогов. Кроме того, ему вскоре должно было исполниться пятьдесят лет — стариковский возраст по голливудским масштабам, где звездам редко удавалось перешагнуть тридцатилетний барьер. Он посвятил свой досуг сочинению книг для детей и коллекционированию всего, что относилось к вестерну,— книг, картин, воспоминаний героев американской эпопеи. Когда запас созданных для «Парамаунт» **
* Zukor A., Kramer D. Op, cit, p 171.
** По данным Жана Митри (Thomas H. Ince, mattre du cinema. Paris, 1956), Харт снял после 1919 года для «Фэнмэс плейерс-Ласки» («Парамаунт») следующие фильмы: «Застава» («The Toll Gate»; в советском прокате —«Расплата»), «Пески» («Sand»; в советском прокате —«Секрет»), «Колыбель мужества» («Cradle of Courage»), «Испытательный блок» («The Testing Block»), «Гудок» («The Whistle»), «О'Мэлли из кончой полиции» («O'Malley of the Mounted»), «Все время в пути» («Travelin'on»), «Белый дуб» («The White Oak»), «Клеймо из трех слов» («Three Word Brand»), «Бешеный Билл Хнк-кок» («Wild Bill Hickock»), «Певец Джим Макки» («Singer, Jim МсКее»). Все эти фильмы, шедшие в прокате с 1920 по 1924 год, снимались Лэмбертом Хиллайером (или при его сотрудничестве), а два последних снял Клиффорд Смит.
134