Он словно лунатик, способный идти по краю постели и не падать. Бастер Китон — не механическое существо, з лунатик. Или, если хотите, существо, обуреваемое идеей фикс — любовью. И он воплощает ее в жизнь — женится на красивой актрисе против ее воли. Идея-фикс— доставить пьяную женщину в ее дом; и он ее доставляет, несмотря ни на что. Двадцать раз она соскальзывает с его плеча, и двадцать раз он водружает ее обратно. Сто раз она падает с постели, и сто раз он водворяет ее на место. И ни разу у него не меняется выражение лица1 Поскольку сцена становится бесконечной и переходит границы так называемого хорошего вкуса, то после первого приступа смеха вы ощущаете неловкость. Эта сцена иа экране вызывает страдание, похожее на страдание во сне, когда идешь вверх по лестнице, каждая ступенька которой уходит из-под ног» *.
Эта сцена была, без сомнения, лучшей в довольно неровном фильме. Взяв на службу Китона, Ирвинг Таль-берг.дал ему продюсера, своего зятя Лоуренса Вейнгар-тена. Руди Блеш писал по этому поводу:
«Как-то утром после просмотра отснятых кадров Вейнгартен повернулся к монтажеру и сказал: «Не трудитесь приводить эту сцену в порядок. Я не люблю таких вещей в моих фильмах».
— Я бешено сражался ради спасения этой сцены,— Ьспоминает Китон.— Она вызывала самый большой рзрыв смеха.
В вызвавшей разногласия сцене Бастер пытается уложить в постель свою супругу, после того как оба они сверх меры накачались на свадьбе шампанским. Именно >та сцена спасла фильм — и прежде всего из-за ловкости |Китона при обращении с реквизитом, а «реквизитом» !была в данном случае исключительно красивая женщина- <.»>
За любую хорошую сцену из «Брака поневоле» причлось вести борьбу с тем или иным руководителем <<МГМ<>
<>
Эксперты оттачивали свои нападки, сражения ужесточались, а каждая победа означала то или иное наказание. «Я думаю,— говорит сегодня Бастер,— что Ларри Вейн-гартен разозлился, особенно после того, как сцена с по-Ртелью завоевала широкую популярность. Боже мой. Преходилось сражаться из-за очевидного, а они отказы-
* «Presence du cinema», 1962, sept./oci.,N 15/16.
259