сходительностью смотрела, как этот европеец высмеивает брак в лучших традициях парижских Бульваров и маленьких театров Центральной Европы в своих фильмах «Брачный круг» (1924), «Три женщины» (1924), «Поцелуй меня еще раз» (1925), «Таков Париж» (1926). В интервью, данном в декабре 1926 года, на которое ссылается Жан-Жорж Ориоль, Любич обосновал причины такого выбора:
.— «Господин Любич, почему вы снимаете легкие комедии, ведь от вас ждут новую «Дюбарри»?
— А разве Мольеру запрещалось писать комедии? ■— Да, но Мольер — это совершенно другое. Любич пожал плечами.
— Чаплин — гений,., а он делает комедии.
— Чаплин — превосходный мим, и вряд ли его можно сравнивать с Мольером.
Любича возмутило мое богохульство. Он повысил голос и принялся жестикулировать:
— А «Парижанка»!.. «Парижанка» — шедевр!.. Какой гений! Какой гений!
— История как история, и ничего больше.
Любич замолк. Мы говорили на разных языках. В конце концов он сказал, подкрепляя слова жестами:
— Как это сделано! Какая манера обработки сюжета!
— Не будем говорить о Чаплине, господин Любич, поговорим о вас: вы похожи на великого романиста, способного создать крупные произведения, а пишете забавные, но простенькие рассказики.
Мои слова привели его в ярость, и он воздел руки к небу.
— Оставьте меня в покое! — вскричал он.
Затем Любич еще раз сказал, что считает «Парижанку» шедевром. Но следует добавить: он говорил о деревенщине Чарлзе Рэе как об одном из величайших киноактеров».
Любича интервьюировал журналист и сценарист Джим Талли, приятель Чаплина *. Приведенный диалог свидетельствует, насколько вызывающим было творчество Любнча для американцев н насколько лучше его
• Джим Талли, похоже, был соавтором сценария «Золотой лихорадки». Интервью Любича было напечатано в «Vanity Fair» в декабре 1926 года и приведено по записи Жан-Жоржа Орноля в статье «Chez Ernst» (in: «La Revue du cinema», 1948, sept., N 17).
407