понимали европейцы. Во всяком случае, Любич извлек урок из «Парижанки» и игры главного исполнителя Адольфа Менжу, приступив с «Брачным кругом» к съемкам ряда светских комедий по популярным пьесам. Действие типичного бульварного водевиля Лотара Шмидта («Только одна мечта»), взятого за основу фильма, разво--рачнвалось в Вене.
«Некой женщине (Флоренс Видор) кажется, что ее муж (Монте Блю) флиртует с ее подругой (Мари Пре-во), которая и на самом деле решила его соблазнить.-Муж (Менжу) последней пользуется этим предлогом для развода».
Позже Любич писал о Менжу:
«Адольф Менжу, наверное, займет свое место в малой истории кнно за свою утонченность в одежде; но я признаю за ним куда большие достоинства. Он — прирожденный актер с исключительной чувствительностью, который своей элегантностью ввел новый, в какой-то мере революционный стиль на американском экране. До него элегантность шокировала публику, привыкшую к неопрятным героям. Элегантность была исключительной монополией «злодеев» и предателей (вспомните Роя д'Арси), и зрители инстинктивно и без всяких задних мыслей относили к этой категории всех актеров, одетых с иголочки» *.
После попытки сделать «серьезный» психологический фнльм («Три женщины») Любнч снова снимает Менжу— в венской оперетте «Запретный рай», где Пола Негрн играла Екатерину Великую. «Любич,— говорил Штрогейм,—вначале показывает короля на троне, а затем — в спальне в его истинном виде. Я же сначала показываю короля в спальне, и вы уже точно знаете, кто он, когда вы его видите на троне». В этой шутке налицо преувеличение, тем более что Любич, прибыв в Америку, куда меньше интересовался королями, чем крупными европейскими буржуа. Вот почему его шедевром стал фильм «Веер леди Уиндермиер» (1925)—блестящая и совершенная экранизация одноименной пьесы Оскара Уайльда.
Он добился подлинного чуда в точной передаче психологической атмосферы без особого упора (в субтитрах)
* Lubiisch E. Gli attori che ho diretto in America.— In: «Cinema», 1937, ag,, N 28 (in: «Cahiers du Cinema», 1968, fevr., N 18; номер, посвященный Любнчу).
408