фильм : «Форсирование рек и вступление в горящие, разрушенные города — самые прекрасные из когда-либо нами виденных кадров войны»1.
С развитием кампании в России УФА прекратила производство документальных фильмов о войне. Ее киноспециалисты смонтировали фильм с ироническим названием «Советский рай». Он был гвоздем передвижной выставки «Европа против большевизма», которую организовал Геббельс в рамках своей «европейской» политики. Фильм представлял собой довольно неумелый монтаж документов, безусловно не русского происхождения (например, кадры барселонской тюрьмы, выстроенной в стиле кубизма при Франко, перенесенной авторами фильма в Витебск). Выставка перевозилась по оккупированной Европе, но во многих городах от фильма пришлось отказаться, так как темные кинозалы превращались в арену демонстраций совсем не антибольшевистского характера.
Другой документальный фильм, созданный УФА по сценарию доктора Тауберта, назывался «Еврейская опасность» («Вечный жид»). Его авторы, следуя расистской теории, старались доказать, что «еврей, даже ассимилировавшись, сохраняв тизвечные черты своей расы, физического типа, психологии, что он испытывает непреодолимое отвращение к производительному труду в поле, в мастерской, на заводе»2. Они стремились внушить, что «евреи оказали тлетворное влияние на кино и литературу, способствуя развитию в них элементов порнографии»3. Фильм заканчивался «ужасными сценами, снятыми на кашерных бойнях»4. В доказательство «единства расы» там вперемешку показывались такие столь разные исторические личности, как Хор Белиша, Карл Маркс, Моргентау, Леон Блюм, Лассаль, Ротшильд, Роза Люксембург. В фильм были включены снятые в организованных нацистами гетто смерти кадры, рисующие евреев как людей неисправимо грязных, обо-
1 Газета «Фильм», орган немецкой кинематографии во Франции, 1942 (статья не подписана). — Прим. автора. 8Там же, июль 1942 г. 3 Т а м же. * Т а м же.
32