жающих жить в лачугах, как организаторов черного рынка. Доктор Тауберт намеренно заканчивал фильм кровавыми сценами на бойнях. По его замыслу эпизоды убоя скота должны были прозвучать символическим призывом к убийству евреев.
Таким же гнусным расизмом был проникнут фильм «Еврей Зюсс» Фейта Харлана, виднейшего деятеля нацистского кино. Сын драматурга, он стал актером, затем дебютировал как режиссер фильмами, сценарии для которых были написаны Tea фон Харбоу, бывшей женой Фрица Ланга, автора сценария знаменитого «Метропо-лиса». Первый успех им принес фильм «Властелин» (Herrscher, 1937, с участием Эмиля Яннингса)1, главный герой которого, промышленник масштаба Круппа, изображался в виде некоего фюрера от промышленности, как человек всеведущий, прозорливый и одержимый. Фильм получил на фестивале в Венеции кубок Вольпи. С этого времени Фейт Харлан, ранее специализировавшийся на комедиях и фарсах2, обращается к драмам («Бессмертное сердце», «Путешествие в Тильзит» по роману Германа Зудермана, уже использованного в 1927 году Мурнау для фильма «Восход солнца»),
«Фейт Харлан — основная фигура немецкого кино. Его увлекают необычные и могучие темы. Он бывает доволен только тогда, когда ему удается извлечь максимум из своего сюжета».
Тот, о ком с такой похвалой писала реклама УФА, был в 1939 году выбран Геббельсом для постановки «Еврея Зюсса», как человек безусловно преданный национал-социализму, уже зарекомендовавший себя своими антифранцузскими фильмами («Мой сын господин министр» и «Развеянные следы»).
Зюсс Оппенгеймер — лицо историческое — был в XVIII веке министром финансов герцога Вюртемберг-ского и фактически управлял его государством. Его карьера закончилась громким скандалом ; подобно мно-
1 Фильм поставлен по пьесе Г. Гауптмана «Перед заходом солнца», действиеперенесено в Германию 30-х годов,— Прим. ред.
2 «Скандал в доме» (Krach im Hinterhaus, 1935), «Все для Вероники» (Alles fur Veronika), «Усталый Теодор» (Der mtide Theodor), «Кот Лампа» (Kater Lampe, 1936) и т. д.
3 бооо 33