ва, насилует в довершение невинную арийку Доротею (Кристина Зедербаум). Эпизод должен был воздействовать на широкую публику своим эротическим садизмом и призывать к убийству1. Именно такое толкование дал этому эпизоду прокурор боннской республики Крамер, выступивший с обвинительной речью против Фейта Харлана на процессе в Гамбурге в 1949 году.
«Сцена изнасилования Доротеи, — заявил он, —• вершина гнусности. Мужчина бросается на женщину не для того, чтобы утолить свой низменный инстинкт, он это делает от холодного рассудка, он насилует, чтобы унизить ее расу, произнося слова из библии. Нам показывают чудовище, которое совершает изнасилование, чтобы... обесчестить и унизить нееврейку. Это полностью соответствовало духу и целям пропаганды Геббельса. В первоначальном варианте сценария Доротее отводилось место второстепенного, незаметного персонажа, но Фейт Харлан дописал эту роль специально для своей жены».
Обвинение «низшей расы» в преступной похотливости прозвучало не впервые. Этот же грех приписывали неграм организаторы судов Линча. «Еврей Зюсс» и кончается настоящим судом Линча. Преступник, разоблаченный храбрыми «арийцами», осужден на смерть. Его сажают в железную клеть, под которой разжигают костер. Как справедливо говорил в своей речи прокурор Крамер, «экспрессионистские» языки пламени, плясавшие по искаженному ужасом лицу осужденного, означали прямой призыв к сожжению всех евреев.
Крамер закончил свою обвинительную речь следующими словами :
«В 1939 году этот фильм явился антиеврейской провокацией (антиеврейской в том смысле слова, какой в него вкладывали нацисты), а между тем беззащитные евреи уже были растоптаны и кровоточили тысячью ран... «Еврей Зюсс» участвовал, таким образом, в акциях, которые квалифицировались нацистами как «окончательное решение еврейской проблемы».
Чтобы помочь этому «окончательному решению»
1 Все фильмы гитлеровской эпохи включали в себя, как правило, «сильный» эротический эпизод, обычно садистского характера.
36