(то есть уничтожению миллионов евреев), Фейт Харлан согласился стать рупором Геббельса.
Он принялся за фильм «с энтузиазмом и работал над ним с неослабеваемым пылом». Премьера «Еврея Зюсса» состоялась в сентябре 1940 года в Берлине, праздновавшем победу над Францией и ожидавшем возвращения своих солдат к рождеству. Несколько позже фильм торжественно демонстрировался во всех странах оккупированной Европы. В Париже в 1941 году он явился непосредственной подготовкой декрета, обязывавшего евреев носить желтую звезду, массовых арестов евреев, расстрелов «еврейских и коммунистических заложников», о чем оповещали зловещие объявления за подписью Штюльп-нагеля. Сопротивление вело борьбу против этого ядовитого оружия. Зимой 1941/42 года бомбой был взорван кинотеатр в XV округе Парижа, где демонстрировался «Еврей Зюсс». Жертв не было. «Еврей Зюсс» шел почти перед пустым залом, за исключением дней, когда шли пропагандистские сеансы, предназначавшиеся для французских фашистов.
После «Еврея Зюсса» Фейта Харлана перевели в ранг «гениальных» режиссеров. Вскоре в Праге он приступает к съемкам фильма «Золотой город» по методу «Агфа-колор»1. Сценарий (написанный Харлан ом) проповедовал возврат к земле, сетовал на коррупцию больших городов, воспевая добродетели богатого крестьянства, и причислял Прагу и Богемию к исконно немецким землям. Эти пропагандистские мотивы вплетались в занимательную интригу, на первый взгляд совершенно аполитичную.
На фестивале в Венеции в 1942 году фашистским жюри «Золотому городу» была присуждена премия. Его рекламировали как первую крупную победу цветного кино2.
Здесь мы должны несколько подробнее остановиться
1 До этого Харлан готовился к съемкам фильма «Нарвик», работа над которым была прекращена накануне съемочного периода.
2 Первым полнометражным фильмом, снятым по методу «Агфа-колор», была музыкальная комедия Георга Якоби «Женщины остаются лучшими дипломатами» (1941).
37