войны, как после предыдущей, кризис, безработица, гонка вооружений, одним словом, цепь событий, аналогичных прошлым, которые приведут к новой бойне ?»
Может быть, эта горечь Дженнингса была в какой-то степени эхом настроений его продюсера Бэзила Райта1.
Сотрудник Бэзила Райта по «Ночной почте» Гарри Уотт продолжал работать как постановщик. Его талант расцвел в годы войны. В «Цели на эту ночь» (Target for To-night, 1941) он показал, как готовились и осуществлялись налеты на Германию. «Цель на эту ночь» считался в те годы лучшим военным документальным фильмом. До этого Уотт снял для Кавальканти «Лондон сумеет это вынести» и «Рождество под огнем» (Christmas under Fire). Затем он принимает предложение Майкла Бэлкона и Кавальканти поставить в документальном стиле фильм «Девять человек» (Nine Men). Фильм снимался на студиях «Илинг».
В Англии продюсер (такой, как Бэлкон2) и директор производства (такой, как Кавальканти) активнее, чем во Франции, вмешиваются в вопросы художественного стиля и делают это умнее, чем в Голливуде. Во время войны создаются фильмы, свидетельствующие о рождении нового стиля, своего рода сплава художественного фильма с документальным, появляется новое поколение кинематографистов, воспитанных в духе, противоположном тому, который насаждал Корда. Представители этого поколения, в частности Крайтон, Роберт Хэймер, Бэзил Дирден, Чарлз Френд, выступили, как мы увидим дальше, с самостоятельными произведениями в конце войны.
Первый период войны не был отмечен для английского кино улучшением качества фильмов.
1 Этот режиссер-документалист после «Ночной почты» (Night Mail, 1936) прекратил постановку фильмов и стал продюсером. Он основал две фирмы : «Реалист филм юнит» и «Фили сентр». В 1945 году он стал главой компании «Филм краун юнит».
2 Майкл Бэлкон, прошедший школу кинематографии в «Гейнсборо пикчерс» во времена немого кино, недолгое время (в 1938 г.) работал в английском филиале МГМ. В 1937 г. он основал «Илинг студиос», выпускавшие до войны только коммерческие фильмы.
118