В 1940 году треть кинопродукции Лондона создавалась на американских студиях1, где сдельщики вроде Марселя Варнеля, Дэвида Мак Доналда, Мак Лин Роджерса, Томаса Бентли и Виктора Хэнбери выпускали фильмы «серийно». Развитие событий войны дало повод для появления сенсационных и посредственных фильмов, таких, как «Моя борьба, мои преступления» (Mein Kampf, My Crimes) no Адольфу Гитлеру, создававшихся американцем Гарри Лэчмэном2 в стиле не лучших традиций «Марша времени».
Лучшим (относительно) фильмом первого периода войны был «Пастор Холл» (Pastor Hall), идея которого была навеяна его постановщикам братьям Рою и Джону Боултинг3 историей пастора Нимоллера, боровшегося против гитлеровцев, и советским фильмом «Профессор Мамлок». Но, как правило, большинство использовали события начавшейся войны для того, чтобы подновить старые детективные сюжеты. Таков был «триллер» «Ночной поезд на Мюнхен» (Night Train to Munich), поставленный в стиле Хичкока Кэролом Ридом.
Начиная с 1936 года Рид поставил ряд интересных фильмов. Известность он стяжал себе «популистской» картиной «Отдых на берегу» (Bank Holiday, 1937) и фильмом «Звезды смотрят вниз» (The Stars Look Down, 1939). Последний был экранизацией известного романа Кронина. Герой фильма (роль которого исполняет Майкл Редгрейв), сын уэльского шахтера, став инженером, возвращается в родные края. С ним приезжает молодая жена, которую он нашел себе в большом городе. В своей борьбе за улучшение техники безопасности на шахтах он терпит поражение: слишком сильны хищники-хозяева, слишком велика инертность профсоюза.
1В 1943 — 1944 гг. количество фильмов, снятых американскими фирмами в Лондоне, упало до 20 процентов. Заметим, что хорошие режиссеры, такие, как Торолд Дикинсон или Энтони Асквит, приглашались фирмами в Лондоне, но не больше, чем на один-два фильма.
2 Существует французский вариант этого фильма, созданный Александром Ридером (под псевдонимом Ж.-Ж. Вальми).
3 Братья Боултинг сняли во время кампании в Тунисе фильм «Победа в пустыне» (Desert Victory). После войны они заняли видное положение в лондонских студиях.
119