создавались под непосредственным влиянием школы документалистов. Но еще в 1930 году он использовал документальный стиль в своей превосходной картине «Скажите Англии». А в то время Грирсон только вырабатывал свои теории. «Свободное радио» (Freedom Radio, 1941) и «Без виз и цензуры» (Uncensored, 1942), где Асквит с волнением рассказывает о передачах подпольной радиостанции «Свободная Бельгия», привели его к созданию фильма «Мы погружаемся на рассвете» (We Dive at Dawn, 1943), в котором он с большим драматизмом описывает жизнь людей в замкнутом пространстве подводной лодки.
Но его шедевром военных лет является фильм «Путь к звездам» (The Way to the Stars, 1945). Это повесть о жизни английских летчиков во время войны. На своей земле они до некоторой степени продолжают вести гарнизонную жизнь мирного времени : они встречаются со своими соотечественниками, оставшимися вне армии, видятся со своими семьями, ездят иногда в Лондон. Но время от времени, и всегда внезапно, их посылают на опасные бомбардировки в Германию, которые часто оказываются для них роковыми. Их несколько привилегированное положение сообщает еще больший драматизм их опасной профессии. Вторым планом показана в фильме жизнь Англии после «блитца», до открытия второго фронта, когда военные усилия страны сводились в основном к действиям авиации и сражениям в колониальном секторе.
Первые кадры «Пути к звездам» особенно великолепны. Асквит долго путешествует объективом камеры по территории недавно покинутой военно-воздушной базы, и это подробное, тщательное описание в духе Бальзака или Диккенса вводит действующих лиц, создавая настроение непрерывной грусти и напряженности, которым пронизан весь фильм. Атмосфера все время остается волнующей. Ее создают не только зрительные образы, но и шумы, например веселые крики детей, которых отпустили на перемену, наполняющие комнату, где летчик встречается со своей женой. Наконец, с беззлобным юмором описаны конфликты между англичанами и американскими летчиками, расквартированными в Англии.
127