Назад

Страница 0136

Вперед

Полный успех «Пути к звездам» окончательно утвердил за Асквитом ведущее место среди английских кинорежиссеров и был достойным завершением творческих усилий английской кинематографии во время войны.

Этот подъем способствовал формированию молодого поколения, привлеченного Бэлконом и Кавальканти на студиях «Илинг». Кавальканти возлагал большие надежды на Чарлза Фрейда, который дебютировал как кинорежиссер в документальном фильме «Большая блокада» (Big Blockade), снятом по заказу Министерства экономики.

Первым значительным фильмом бывшего монтажера Чарлза Фрейда был «Мастер отправляется во Францию» (The Foreman Went to France, 1942). Это история мастера, который едет на континент, чтобы вывезти в Англию секретное оборудование, и попадает в самую гущу разгрома.

Сценарий и исполнение не были безукоризненными, но в фильме есть яркие эпизоды бегства. Френд воскрешает сцены бегства по дорогам Франции с волнением, размахом и правдоподобием, которые свидетельствуют о подлинной любви к нашей стране и знании ее жизни (может быть, передавшимися ему от Кавальканти). Так как не существует подлинных кинодокументов, в которых были бы запечатлены ужасы французского отступления, этот эпизод монтировался во многие фильмы, и прежде всего в фильм «За что мы сражаемся».

«Сан Деметрио, Лондон» (San Demetrio, London, 1943) был лучшим произведением Чарлза Фрейда. Хотя вступление и конец довольно посредственны, остальная часть фильма, одиссея танкера, подорванного торпедой, горевшего в Атлантическом океане и спасенного своими матросами, замечательна «документальной» правдивостью. История с танкером «Сан Деметрио» имела место на самом деле. Сцены взрыва и борьбы за жизнь судна умело воссозданы на студиях «Илинг».

По напряженности действия «Сан Деметрио» превзошел хороший цветной фильм «На западных подступах» (Western Approaches, 1944), снятый целиком на море документалистом Пэтом Джексоном и рассказывающий о спасении матросов подорванного транспорта.

128

Назад Страница 0136 Вперед