Глава IV
ЗАРОЖДЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО НЕОРЕАЛИЗМА1
За три дня до падения Парижа, 10 июня 1940 года, как раз когда фашизм вступил в 17-й год своего существования, Муссолини объявил войну Франции, потому что «честь и интересы родины настоятельно требовали это сделать»2.
Вскоре дуче хвастался легко доставшимися победами. Через несколько недель после оккупации Парижа он послал своего верного Паволини, бывшего фашистским министром культуры, в Венецию открывать Международный кинофестиваль, превратившийся, по существу,
1 Италия в 1939 г. : население 42,5 миллиона, 4900 кинозалов, насыщенность экранами ПО.
2 Народ и интеллигенция Италии отнеслись к агрессии Муссолини с осуждением, выразившимся в ряде случаев в общественных выступлениях (стихийных и организованных). В мае 1940 г. при содействии французской национальной фильмотеки будущие режиссеры Альберто Латтуада и Луиджи Коменчини организовали по случаю выставки в Милане показ лучших произведений мирового киноискусства. Несмотря на недвусмысленные угрозы фашистов, они настояли на том, чтобы состоялся полуофициальный просмотр «Великой иллюзии».
Во время знаменитого эпизода «Марсельезы» вся публика, забыв осторожность и «разумные советы», поднялась в едином порыве и пропела наш национальный гимн вместе с военнопленными из фильма.
Агрессия против Норвегии уже началась; общественность Италии предчувствовала близость гитлеровской агрессии против Франции. Мы отсылаем читателя также к последнему номеру первой серии журнала «Синемонд» (датированному 12 июня 1940 г., то есть за день до вступления гитлеровцев в Париж), в котором было помещено интервью вернувшегося из Рима Марселя Л'Эрбье, где он рассказывает о чувствах итальянских кинематографистов по отношению к Франции накануне агрессии Муссолини.
132