в неделю итальянских и немецких фильмов. Паволини заявил, что существуют три причины, которые вселяют уверенность в будущем фашистского кино. Он сформулировал их следующим образом : «1. Жизнеспособность нашего кино доказана войной, которая является для него своего рода стимулом.
2. Кино (в частности, документальные фильмы) играет важнейшую роль в жизни народов, для которых война является самым высоким и самым благородным из деяний.
3. Высокий уровень, достигнутый кино Италии и кино Германии, и их содружество в достижении целей, подкрепленное содружеством малых стран, позволяют предвидеть, каким будет кино завтрашнего дня, то есть европейское кино после окончательной победы стран оси».
Самым лживым в этом хвастливом заявлении было утверждение, что существует «содружество между итальянским и немецким кино».
Отвечая, по всей видимости, Паволини, Геббельс заявлял :
«В то время как кино наших врагов переживает период полной дезорганизации, кинематография Италии и Германии, несмотря на внешние трудности, благодаря духовному импульсу наших двух народов идет вперед и создает все более великолепные и все более совершенные произведения».
Пока создавалось основанное на официальном содружестве двух фашистских режимов «европейское кино», Геббельс писал в своем личном дневнике (просмотрев «Трагедию любви» — итальянский фильм с участием певца Джильи):
«22 января 1942 года. Мало того, что итальянцы абсолютно ничего не делают, чтобы поддержать наши усилия в войне, они еще и в области искусства создают нечто безобразнейшее. Судя по всему, фашизм обесплодил творческую жизнь итальянской нации»1.
1 Причину озлобления Геббельса можно понять из записи, сделанной им три месяца спустя:
«23 апреля 1942 г. Итальянские фильмы делают больше сборов в Германии, чем немецкие фильмы в Италии. Это об-
133