Загребе. Вероятно, ее деятельность свелась к выпуску нескольких документальных фильмов и короткометражек пропагандистского характера. В югославских партизанских отрядах, где сражались армии Национального освобождения, выпускались кинорепортажи и кинохроника.
Когда в октябре 1944 года Народноосвободительная армия вместе с Советской Армией освободила Белград, техническая база югославского кинопроизводства ограничивалась двумя маленькими лабораториями (в Белграде и Загребе). Кинематография была национализирована и во главе ее был поставлен Александр Вучо. По пятилетнему плану предусматривалось довести выпуск югославской кинопродукции до 40 фильмов в год. Но строительство студии в Загребе все еще не было закончено, число кинотеатров, которые могли функционировать (с оборудованием, в сильной степени поврежденным), не превышало 120, и в 1945 году посещаемость не достигала 32 миллионов, то есть двух билетов в год на одного жителя.
ГРЕЦИЯ1
С 1932 года, с момента появления первого звукового греческого фильма, до 28 октября 1940 года, когда Муссолини бросил против Греции свои войска, вся кинопродукция Афин в целом, вероятно, не составляла и дюжины картин. Как известно, итальянские армии, переброшенные из Албании, оказались неспособными добиться решающего перелома2, и в конце апреля 1941 года, 15 дней спустя после капитуляции Белграда, в Афины вошли гитлеровцы.
Перед 1940 годом греческие экраны были по крайней мере на 80 процентов колонизированы Голливудом. Во время оккупации на экранах Греции шли немецкие и итальянские фильмы. Однако немцы терпели (или фи-
1 В 1938 г. население 7 миллионов, около 150 кинотеатров, насыщенность экранами 21. В 1945 г. 179 кинотеатров, насыщенность экранами 26.
2 За критику этой фашистской кампании в сценарии «Гуляй-армия» (L'Armato s'agapa) итальянский сценарист Ренцо Ренци был в 1952 году вместе с Гвидо Аристарко приговорен военным советом к тюремному заключению.
279