Но во время войны в Бухаресте было создано и одно значительное кинопроизведение — «Бурная ночь» (О Noapte furtunoasa, 1942) — экранизация пьесы великого румынского писателя Караджале (1852—1912). Этот выдающийся деятель театра увлекательно, с горьким юмором (который кажется синтезом Домье и Ла-биша) бичевал полуфеодальное румынское общество 1890-х годов; эта критика сохраняла свою актуальность и для обличения режима Антонеску.
Прикрываясь общепризнанным именем корифея национальной культуры, режиссер Жан Джорджеску (овладевший кинематографической профессией в процессе работы в качестве ассистента на парижских студиях), поставил обладающий весьма высокими достоинствами сатирический фильм, который высмеивает, в частности, военное сословие и является, несомненно, лучшим фильмом, созданным в Румынии со времени появления звукового кино.
В 1940 году в Венеции был представлен фильм «Волки с гор Сурул» (Lupii din muntele Suru], реж. И. Рубнер и Анджела Попеску). Лапорт отмечает также фильм «Факелы зажигаются» (около 1942 года). В числе кинематографистов, работавших в Бухаресте в период 1939—1944 годов, было несколько французов, среди них режиссер Амедей Морен.
Талантливые румынские постановщики Жан Михаил и Паул Калинеску, проявившие себя в различных коммерческих фильмах, поставленных перед 1940 годом, были изгнаны со студий, а Виктор Илиу1 (получивший подготовку в Париже) работал на второстепенных должностях.
С оккупационными войсками в Бухарест для расширения деятельности румынского отделения фирмы «Тобис» Геббельсом был послан Зигфрид Кислер. Итальянцы ответили на это основанием «Чинеромита», которая предприняла постановку большого антисоветского фильма «Одесса в огне» (1942), рассчитанного на распространение через итало-румынский прокат. Об этом
1 Виктор Илиу, Паул Калинеску и Жан Джорджеску — поставили первые художественные фильмы Румынской Народной Республики.
282