пись прошедших событий ; они снимают фильм в хроникальном стиле, воскрешая те переживания, которые они испытывали, глядя на толпы беженцев, и те чувства, которые охватили людей в Швейцарии, когда с разгромом гитлеризма были вскрыты его преступления. «Последний шанс» был удачей, тем более поразительной, что, показанная в сентябре 1945 года, эта картина предшествовала «Битве на рельсах» и «Риму — открытому городу» (тогда еще только снимавшемуся). Явное следование традициям «Великой иллюзии» Ренуара, а также блестящая фотография Эмиля Верны помогли режиссеру превзойти самого себя.
ПОРТУГАЛИЯ*
В 1940 лоду в Лисабоне, куда стекались французы, бежавшие от Гитлера, были две маленькие студии с тремя съемочными площадками2. Самой значительной была студия общества «Тобис», построенная в 1932 году этим филиалом немецкого треста УФА.
В 1945 году португальский рынок поглощал немногим более 300 фильмов, из которых 200 были американскими. В стране, управляемой с апреля 1928 года диктатором Салазаром, экраны были американским «доминионом». Салазар утверждал, что его политика по-прежнему основывается на англо-португальском сотрудничестве, но Лисабон был транзитным городом для фильмов Геббельса, предназначенных Аргентине, а португальская кинематография во время войны продолжала принимать участие в фашистских фестивалях в Венеции.
На словах правительство покровительствовало своей кинематографии, но с каждого проданного билета взимался налог, составлявший половину его стоимости.
1В 1939 г. население 6,5 миллионов, 220 кинотеатров, посещаемость 6 миллионов (по приблизительным подсчетам), насыщенность экранами 34, один билет на человека. В 1946 г. население 7,8 миллиона, насыщенность экранами та же, посещаемость 7 миллионов, один билет на человека.
2 В 1942 г. в Лисабоне была сооружена третья студия, «Синеландиа», а в 1944 г. старая фирма «Лисбоа-фильм» построила новую студию.
314