Рибейру1, бывший критик, который прославлял португальскую «императорскую миссию» в фильме «Чары империи» (Feitic.o do Imperio, 1944), снятом в Южной Африке, или Брум ду Канту2, воспевавший чудеса, творившиеся богоматерью, в фильме «Фатима — земля веры» (Fatima, Terra de Fe, 1943).
Весьма интересной индивидуальностью обладает Мануэль ди Оливейра, который с тех пор является лучшим португальским сценаристом. В 1931 году ему удалось на случайные средства поставить замечательный документальный фильм «Доуро, тяжелый труд на реке» (Douro faina fluvial)3, навеянный произведениями французского авангарда и более опосредованно — советскими документалистами. Эта удача не принесла ему никакого поощрения. В последующие 20 лет Оливейра смог поставить лишь один фильм, «Глупый Аника» (Anika Bobo), выпущенный в 1942 году А. Л. Рибейро, но финансировавшийся автором4.
Фильм, снятый почти целиком на улицах Порту, рассказывал историю уличного мальчишки. Несколько фотографий, которые мы из него видели, поразили нас своим острым драматизмом. Фильм в целом, отражающий суровую действительность страны, имеет, по отзывам критиков, все основания считаться лучшим из когда-либо поставленных в Португалии. Оливейра прекрасно владеет искусством монтажера, наделен очень живым чувством природы, его рассказ отличается большой задушевностью. После этой удачи он снова был обречен на молчание5.
1 Лопес Рибейру, режиссер, сценарист и продюсер, начал работу в кино в 1928 г. Во время войны он поставил : «Отец-тиран» (1940), «Двор песен» (1941), «Виды Мозамбика» (1941), «Гибельная любовь» (1943), «Ангола — новая Лузитания» (1944), «Соседка со стороны» (1944) и др. — Прим. ред.
2 Жоржи Брум ду Канту, режиссер и сценарист, в кино с 1929 г. Его фильмы во время войны : «Жоан Ратан» (1939—1940), «Волки гор» (1941), «Приличный человек» (1944) и т. д. — Прим. ред.
3 Доуро — река в Португалии. — Прим. ред.
4 Кроме этих двух фильмов Оливейра снял еще несколько документальных короткометражек : «В Португалии тоже делают автомобили», «Бельведер на морском побережье роз» и т. д. — Прим. ред.
5 Из других крупных португальских кинорежиссеров во время войны работал еще Артур Дуарти («Фидальгоизмаври-
316