Назад

Страница 0007

Вперед

во взаимодействие с изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном и художественном плане.

Реплики, диалоги, закадровый голос и другие формы звучащей речи способствуют созданию глубоких, живых разносторонних характеров.

Музыка перестает быть иллюстративным сопровождением и становится одним из главных художественных средств, превращается в мощный выразительный элемент.

Композиция, монтаж, смена планов из главных стилистических приемов становятся вспомогательными средствами формирования звукозрительных образов.

Внутреннее действие передается в звуковом фильме уже не в виде монтажной вставки и не с помощью титров, а как диалог, монолог, рассказ от первого лица, закадровый комментарий либо в форме музыки и шумов. Так называемые «раскрывающие», то есть пояснительные, кадры, необходимые для немого рассказа, сейчас кажутся лишними, искусственными, а потому с успехом могут быть заменены элементами звуковой выразительности. Многие предметы и явления успешно характеризуются звуком и могут быть воплощены не только в звукозрительном, но и в чисто звуковом образе.

Искусство монтажа в звуковом фильме служит основной цели — ведению рассказа. Построение мизансцен становится более естественным и свободным.

К пластическому экранному движению, к монтажному выражению этого движения прибавилось движение чувств и переживаний, понятий и мыслей, непосредственно выражаемых через музыку фильма, шумы, звучащее живое слово.

Огромное значение приобретает умелое обращение со звуковыми компонентами, составляющими сумму выразительных средств звукового фильма; неумение найти правильное их сочетание и соотношение дает возможность некоторым критикам говорить о том, что существует опасность противоборства принципов пластики монтажного немого и звукового кино. Не следует, однако, думать, что звуковое кино — это искусство, которое этой пластике не подчиняется и противоречит ей, просто новая, более высокая степень его выразительности требует новых эстетических принципов, новых способов организации материала.

Суть дела заключается именно в том (сегодня это уже

12

становится очевидным всем), что пластика монтажа звукового фильма отлична от пластики монтажа немого фильма, она создается по иным закопам. Монтаж изображения звукового фильма следует производить не только по законам зрительной пластики, но и по законам звуковой пластики — пластики выражения чувств, мыслей и действия, пластики, с помощью которой звук и изображение сливаются в гармоническом единстве полифонического звукозрительного образа.

Первые советские звуковые фильмы. Хотя переход от немого кино к звуковому для многих актеров и режиссеров явился труднопреодолимой вехой, отмеченной рядом неудач, тем не менее именно в этот период появляются первые звуковые фильмы с интересным звуковым решением. Начинается новый, уверенный подъем в развитии советского звукового кино.

Первым советским звуковым фильмом, завоевавшим серьезный успех, была «Путевка в жизнь» режиссера Н. Экка (звукооператор Е. Нестеров). Удачными можно считать и первые «говорящие» фильмы: «Одна» Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Златые горы» С. Юткевича. Однако ни одна из этих картин еще полностью не решила проблемы звукового кино.

В «Путевке в жизнь», правда, применена была новая звуковая техника, но звуковой ряд фильма решался, скорее, в театральных традициях, в двух других фильмах авторы пользовались звуком преимущественно как монтажным элементом. И тем не менее совершенно очевидно, что в этих фильмах образно-звуковое решение уже стало результатом творческого осмысления и пересмотра новых художественных средств и творческих возможностей звукового кино.

«Крупнейшим вкладом в процесс овладения выразительными средствами звукового кино и первым кинопроизведением, успешно решившим проблему использования речи для создания реалистических образов-характеров» *, явился фильм «Встречный». Он был поставлен режиссерами С. Юткевичем и Ф. Эрмлером на рубеже появления звукового кино; его высоко оценили зрители и кинокритики, в газетах отмечалось, что фильм не только показывает борьбу за встречный план, но и мобилизует на эту борьбу.

* Лебедев Н. Внимание: кинематограф! с. 312. 13

Назад Страница 0007 Вперед