Назад

Страница 0006

Вперед

ценность. Но тем не менее вызываемое титрами нарушение монтажного ритма и пластики сдерживало режиссера, заставляло действовать осмотрительно.

Его немой фильм «Земля» (признанный шедевр немого кино) в 1931 г. был экспортирован за границу, но успеха не имел, так как там уже появилось звуковое кино.

К этому времени усовершенствование техники звукозаписи позволило получать синхронное совмещение звука и изображения.

В Америке широко распространились так называемые «поющие» и «говорящие» фильмы.

Первый «поющий» фильм — «Певец джаза»,— вышедший в 1927 г., был озвучен популярными песенками и ариями.

По сути дела это был немой фильм, в который вставили несколько номеров диалога и пения. Успех его можно было объяснить лишь наивным восхищением публики самим «чудом» синхронного пения, а также внешностью и голосом популярного певца.

Первый «говорящий» фильм — «Огни Нью-Йорка» — вышел в 1929 г. Слаборазвитое искусство монтажа, неподвижность камеры во время съемок приводили к тому, что первые «стопроцентно говорящие» фильмы были просто кинокопиями театральных постановок. За пределами страны американские «говорящие» фильмы не встретили признания зрителей. Французы возмущались, не понимая диалогов, и требовали французской речи. Англичане освистывали фильмы, так как диалоги с американским акцентом многим казались смешными и непонятными. Это на некоторое время приостановило выпуск «говорящих» фильмов.

Однако ни отрицательная реакция зрителей, ни соображения коммерческого порядка не могли задержать развитие звукового кино.

Дальнейшее совершенствование кинотехники позволило более плодотворно использовать эмоциональную силу звукозрительных и звуковых образов. Подвижность съемочной камеры, раздельное фиксирование звука и изображения, запись звуковых компонентов на отдельных носителях — все это способствовало созданию звуковых фильмов с разнообразным характером звукозрительных композиций. Стал возможным серьезный разговор о том или ином звуковом решении фильма, его замысле и реализации.

10

ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ —НОВЫЙ ВИД КИНОИСКУССТВА

Приход звука в кино повлек за собой пересмотр творческих приемов, принципов построения художественных образов, привел к переосмыслению всей системы выразительных средств. Требовали пересмотра многие устоявшиеся принципы профессионального мастерства. Возникали новые звукозрительные формы творческого мышления.

«Приход в кино звука был не только переворотом в технике отображения действительности на экране. Он неизбежно повлек за собой революцию в стилистике и поэтике киноискусства» *. В звуковом кино значительно расширился выбор выразительных средств, теперь с их помощью достигается объемное построение образов, раскрытие жизненных явлений, своеобразие мироощущений. Внутренний мир человека может передаваться через восприятие им звучаний окружающей жизни. Стал осуществим такой художественный прием, как внутренний монолог. Звуковое киноискусство внесло коренные изменения и в кинодраматургию. Сценарий, являющийся основой построения фильма, обретает новые художественные средства, позволяющие более глубоко и тонко исследовать человеческие чувства и взаимоотношения между людьми.

Современный сценарий должен содержать все предпосылки для создания стройной системы звукозрительных образов на экране: глубину и целостность монтажно-пла-стического мышления кинопроизведения, стремление максимально использовать весь арсенал выразительных средств.

Стремление проникнуть в глубины духовной жизни современного человека, творчески исследовать человеческий характер, мотивы его поступков, связь отдельной личности с поступательным ходом исторического процесса — все это приводит к изменениям взаимодействия различных выразительных элементов. В рамках сценария это должно определяться сценаристом в виде определенных законов построения звукозрительного ряда.

Особое эстетическое обновление киноискусства вызвало включение в ткань фильма речи. Важнейшее средство выражения мыслей и чувств — звучащее слово,— вступив

* Лебедев Н. Внимание: кинематограф"! М., «Искусство», 1974, С. 27в.

If

Назад Страница 0006 Вперед