Назад

Страница 0012

Вперед

СРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКА

Музыкальная концепция, характер музыки в фильме определяются замыслом кинопроизведения и непосредственно зависят от него. Музыка выполняет в фильме важнейшие функции: сообщает картине в целом и отдельным эпизодам необходимую эмоциональную окраску, выявляет главные мысли и основную идею произведения, дает авторское отношение к изображаемому.

«...Музыка в кинематографе при взаимодействии то с кадром, то со словом, то с монтажным строем, то со всеми вместе приобретает новые функции и вместе с тем как бы новые качества, во многом отличающие ее от музыки как самостоятельного искусства» *.

Такое определение дает основание считать автора фильма полноправным хозяином всего звукового строя фильма и в первую очередь музыки и позволяет ему решать вопрос привлечения музыки любого подходящего к замыслу жанра, любого звучания в том исполнении и в той форме, которую автор мыслит себе в звукозрительном единстве всего произведения.

Использование музыки в кино началось еще в дозвуковом периоде. Потребность в звуковой выразительности немых лент, а порой и чисто технические причины (такие, как заглушение шума проекционного аппарата) вызывали необходимость участия в кинопоказе различных звуковых средств и прежде всего музыки. На ранпем этапе фильм снимали немым и только во время демонстрации происходило его озвучение либо механическими средствами (граммофон, пианола, фисгармония), либо музыкой, исполняемой музыкантами непосредственно во время сеанса. Сопровождение кинодействия музыкой осуществлялось иногда целыми оркестрами, ансамблями, но чаще от-

с. 85.

* Корганов Т., Фролов И. Кино и мувыка. М., «Искусство», 1964,

22

дельными пианистами, или, как их тогда называли, иллюстраторами. Они обычно работали по принципу совмещения импровизации с программной музыкой, то есть музыкой, составленной по определенной программе. К каждому фильму составлялся план музыкального сопровождения, он строился так, чтобы одна или несколько главных тем (музыкальные характеристики героев или событий) по ходу кинодействия, повторяясь, превращались в музыкальные образы, создавали главную музыкальную тему произведения. Так впервые возникла идея музыкальной лейттемы и лейтмотива кинофильма.

Кроме компилятивной музыки часто использовали оригинальную музыку, сочиненную самими иллюстраторами. Широко была распространена импровизация музыки по ходу фильма отдельными талантливыми музыкантами.

Своеобразным пособием для пианистов-иллюстраторов, да и для дирижеров, работавших с оркестрами во время киносеанса, были сборники рекомендуемых произведений для разных случаев. Сходные ситуации, находившие отражение в немых кинолентах, такие, как стихийные бедствия, переживания людей и т. д., систематизировались и на этой основе создавались специальные кинотеки. В них перечислялись музыкальные произведения, рекомендуемые на все подобные случаи. Каждая музыкальная пьеса такой кинотеки рассчитывалась примерно на 2—3 мин и должна была языком музыки передавать определенное состояние, настроение (угроза, состояние радости и т. п.).

Музыка, сопровождавшая фильмы тех дней, была фрагментарна и служила в основном для создания эмоционального тонуса, созвучного основной идее и настроению отдельных эпизодов. В музыке должны были отражаться и основные эмоциональные переломы и отдельные происходящие на экране события, их ритмический рисунок, темп движения (в сценах автомобильных гонок, скачек, погони и т. п.). Музыка помогала передать национальный колорит всего произведения и отдельных кипообразов.

Опыт первых киноиллюстраторов в известной мере может использоваться и сейчас при озвучении немых любительских лент, где музыка призвана играть лишь иллюстративную роль, создавать темп, настроение и т. п., иначе говоря, выполнять те функции, какие были ей присущи при первых попытках озвучения немых лент.

Несмотря на отдельные успехи некоторых талантливых музыкантов-оформителей, «как правило, музыка (созда-

23

Назад Страница 0012 Вперед