Работа с микрофонами при музыкальных и речевых за- g синтезе художественного образа могут участвовать пиеях в условиях павильона и на натуре, работа за мик- звуковые компоненты — музыка, речь, шумы. Каждый шерским пультом, выбор звучаний, звуковых соотноше-в них достаточно содержателен и многозначен и может ний, динамического и частотного диапазона, нахождение формировать образные характеристики. Прежде чем пе-оптимальных условий записи — все это проблемы общие *«ти к разговору о принципах звукового решения филь-но в разных условиях работы по звукозаписи организо-** и ег0 звукозрительной образности, рассмотрим подроб-ваны по-разному. иее каждый из трех основных звуковых компонентов.
Специфика игрового кино предполагает тщательную организацию всех съемок, большую подготовительную и репетиционную работу.
Для воплощения всего задуманного на экране разрабатывают режиссерский сценарий, в него вносят все указания относительно звукового решения. Уточняют звуковую партитуру всего произведения и каждого отдельного эпизода.
Когда вопросы звукового решения в общих чертах определены, начинают звуковую разработку. Подготавливают так называемую звуковую экспликацию, в которой уточняют и детализируют все звуковые краски в соответствии со сценарием. Продумывают и уточняют каждый эпизод с точки зрения выбора наиболее выгодных условий и средств записи.
Художественный образ возникает из сочетания разных художественно-выразительных средств, основа которых краски, формы, звуки.
В отличие от зрительных образов в произведениях живописи кинообраз динамичен. Движение внутри кадра, монтажный темп, ритм и звуковое решение — вот дополнительные выразительные средства, создающие кинообраз.
Звукозрительный образ может раскрываться через выразительную деталь, подчеркнутую крупным планом или характерной звуковой краской, звуковой деталью. Звуком может быть решено или дополнено любое образное описание — пейзаж, кадры, раскрывающие условия быта, исторические приметы времени.
Звукооператор — главный художник звука, его интерпретатор и созидатель, в процессе работы над образом опробует и выверяет все звуковые средства, звуковые краски в многообразии их сочетаний и взаимодействий. Каждая сцена, каждый эпизод продумывается им и разрабатывается с точки зрения зрительного и звукового построения. Происходит постепенное осуществление звукозрительной композиции фильма.
20