зываемые вредные звучания — шорохи одежды, скрип обуви, шуршание переворачиваемых страниц, хруст сминаемой бумаги и пр.— на первых порах выводило многих исполнителей из равновесия. Необходимость по-новому вести себя перед аппаратом и микрофоном, повышенная требовательность к четкому звучанию слова, владению голосом приводила в трепет не только молодых исполнителей, но, как можно судить по рассказу М. Жарова, и опытнейших актеров. Необходимость соблюдения особого, «звукового» режима — тишины во время съемки — была непривычной и неудобной не только для актеров, но и для всех остальных участников процесса.
С приходом звука жизнь творческой группы на съемочной площадке стала значительно труднее, но и интереснее. На студиях появляется новая техника — специальное оборудование для проведения синхронных съемок, аппаратура для записи и воспроизведения звука. Обновляется весь производственный процесс, осваивается необходимая для изготовления звуковых фильмов технология. Идет широкое освоение новых выразительных средств. Рядом с режиссером и кинооператором в киногруппе появляется хозяин новых выразительных средств, созидатель звукового материала фильма — звукооператор.
Энтузиасты, работавшие над первыми звуковыми картинами, бесконечно экспериментировали, отыскивая новые формы и средства осуществления звукового решения эпизода, кадра. Пионеры звука — звукооператоры Е. Нестеров, И. Тимарцев, А. Шаргородский, И. Волк, В. Ле-щев, В. Попов, А. Павлов, Е. Кашкевич и другие — действовали решительно, совмещая в одном лице функции и творческие и технические. Они дерзали, преодолевая трудности, осваивали новую технику и постепенно совершенствовали свое мастерство.
Первые записи, однако, не всегда отличались высоким качеством звучания. Порой только вмешательство конструкторов — создателей звуковой аппаратуры приводило к желаемым результатам. Законы звукового кинематографа познавались эмпирическим путем. Поиски, находки, удачи, разочарования познал каждый звукооператор. И все же каждый новый день рождал не только трудности, но и новые успехи, приносил новые знания, опыт, сноровку. Когда не хватало знаний, действовали, полагаясь на интуицию. В таких условиях и сформировалась постепенно эта новая творческая профессия.
18
Условия, в которых приходилось работать тогда, в известной степени можно сравнить с условиями работы современных кинолюбителей, приступивших к освоению звукового кино.
Правда, у кинолюбителей сегодня имеется ряд неоспоримых преимуществ. Это прежде всего огромный опыт профессионалов, широкий поток информации. Кино, радио, телевидение дают возможность кинолюбителям постоянно изучать лучшие образцы звуковой выразительности, а также делать надлежащие выводы при знакомстве с малоудачными по звуку произведениями. Книги, в том числе написанные специально для кинолюбителей, также помогают ориентироваться в работе над звуковым фильмом, детально разбираться как в творческих, так и в технических вопросах.
В отличие от профессионалов звукооператор-кинолюбитель — это часто одновременно и автор, и режиссер-постановщик, и оператор фильма. Казалось бы, такое совмещение профессии удобно, так как позволяет все решать самостоятельно, единолично. Но это не так — ведь именно в спорах рождается истина, особенно если это споры творческие.
Это подтверждается практикой многих любительских коллективов и студий, где творческие функции разграничены и условия работы по фильму приближаются к профессиональным.
Каждый этап создания звукового фильма имеет свои специфические условия, которые так или иначе влияют на конечный результат. Очень важно знать все технологические стадии прохождения звуковых материалов в процессе производства, четко представлять возможное влияние на качество звукопередачи каждой операции в отдельности и во взаимодействии. Вопрос систематического контроля качества звучания фонограмм должен быть постоянно в центре внимания.
Функции звукооператора, его роль в производственно-творческом процессе, степень его участия в выборе и воплощении звукового решения, а также другие аспекты его деятельности определяются теми условиями, в которых протекает работа по созданию фильма.
Как сама природа игрового кино отличается, скажем, от кино документального или научно-популярного, так и подход к звуковому решению этих фильмов складывается по-разному.
19