по громкости или тембру. Когда такое ощущение толчка сообразуется с изобразительным рядом, им можно воспользоваться как звуковым акцентом. В противном случае надо проверить и заново переписать выбранные музыкальные фрагменты, сделав необходимое выравнивание громкости и тембра, особенно в тех местах, где предполагается соединение фонограмм.
Иногда музыкальные фрагменты необходимо сочетать так, чтобы они могли звучать одновременно или плавно переходить друг в друга, чтобы звучание последующего фрагмента начиналось до того, как закончилось звучание предыдущего. При этом одна музыка как бы наплывает на другую — это так называемый музыкальный наплыв. Музыкальный наплыв может иметь разную продолжительность. В зависимости от характера музыки и изображения и в соответствии с художественным замыслом его можно производить быстрым введением одного звучания с одновременным уводом другого или плавным наложением.
Осуществить музыкальные наплывы (как и любые другие звуковые наплывы) можно в процессе перезаписи. Для этого необходимо предварительно смонтировать фонограммы на нескольких пленках, рассчитав место и протяженность наплывов в соответствии с изображением. Короткий музыкальный наплыв часто позволяет соединить такие музыкальные фрагменты, которые не удается сочетать простым монтажом встык.
На тех любительских киностудиях, где есть необходимое оборудование для изготовления звуковых фильмов, монтаж фонограмм ведется по изображению, так как кинопленка и перфорированная магнитная лепта совмещаются, синхронизируются и протягиваются на монтажном столе без потери синхронности.
В практике отдельных кинолюбителей монтаж фонограмм представляет собой просто склеивание магнитных лент с записями нужных звуковых фрагментов. Соотнесение длины фонограммы с протяженностью изобразительного материала призводят в этом случае по секундомеру.
Сначала точно рассчитывают время всех звуковых переходов, то есть мест, где должны производиться монтажные соединения. По этим данным в дальнейшем производят монтаж магнитной ленты встык.
Купюры в музыке с целью увеличения или сокращения времени звучания фонограммы можно производить на од-
42
ной лепте встык при условии, что при этом не будет нарушена ни одна из закономерностей музыкального произведения (ритм, мелодический рисунок, гармоническое развитие). Такой способ требует высокой степени профессиональной подготовки и часто приводит к необходимости делать последующие поправки в монтаже изображения.
Монтаж двух музыкальных фонограмм встык обуславливает определенную точность переходов, в то время как соединение двух фонограмм в одну методом перезаписи позволяет делать музыкальные наплывы; в этом случае переходы из одной музыки в другую происходят менее четко, но зато не так критичны по условиям их соединения.
Напомним, что переходы можно рассчитывать не только по законам музыки, но следуя драматургическому замыслу, резко их нарушая (гармоническое и ритмическое несовпадение, внезапный спад или всплеск звучания, оборванная музыкальная фраза, диссонанс и т. п.). В этих случаях монтаж встык может дать определенный эффект, так как позволит осуществить резкие переходы от одного звучания к другому, передать резкий перепад настроений.
Иногда музыкальные переходы, сделанные встык, не дают желаемого результата и лишь при разведении фонограмм на два канала и применении для соединения их перезаписи с микшированным наплывом (одновременный, рассчитанный по музыкальной фразе постепенный увод первой фонограммы и ввод второй) можно получить вполне удовлетворительный музыкальный переход.
Таблица 1
КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ВРЕМЕНИ ЗВУЧАНИЯ (в с) И ДЛИНЫ ПЛЕНКИ (в см)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Частота |
|||||||
съемки, |
|||||||
Ширина |
кадр/с |
8 |
16 |
24 |
32 |
48 |
|
пленки, |
|||||||
16 |
12 |
18 |
24 |
36 |
|||
8 |
3 |
6 |
9 |
12 |
18 |
||
2x8 |
3 |
6 |
9 |
12 |
18 |
||
35 |
15 |
30 |
45 |
60 |
90 |
43