и сноровка помогут преодолеть известные трудности даже тем, у кого нет соответствующей теоретической подготовки. Большое значение имеет интуиция, умение внимательно слушать и анализировать уже готовые звуковые фильмы, перенимать творческую манеру и опыт профессионалов, чья манера образного мышления заслуживает внимания.
Музыкальное оформление включает в себя не только выбор и подготовку фонограмм, но и их монтаж. Для монтажа фонограммы необходимы секундомер, ножницы, липкая лента (имеется в виду, что магнитофон и проекционный аппарат всегда в вашем распоряжении). Обычно используют несколько музыкальных отрывков, соединяя их воедино так, чтобы общая протяженность музыки совпадала с длиной изображения, а развитие музыкальной темы соответствовало развитию действия. Сложность заключается в том, чтобы соединение отдельных отрывков сделать в точном соответствии с изображением, не разрушая музыкальной ткани. В том месте, где первый музыкальный отрывок перестает соответствовать изобразительному материалу, надо сделать музыкальный переход, то есть незаметно перейти к другому музыкальному отрывку j по характеру соответствующему изображению.
Чтобы музыкальные переходы были незаметны, их делают по закону музыкальных купюр *. То место в музыке, где можно сделать купюру или переход, должно быть заранее определено и отмечено. Для этого музыкальный отрывок многократно прослушивают, находят подходящий музыкальный пассаж и хронометрируют.
Если музыкальные переходы сделать незаметными не удается, постарайтесь, чтобы в дальнейшем в этих местах лежал дикторский текст или шумы, под которыми уровень громкости музыки снижается, и переход станет менее ощутим.
МОНТАЖ ФОНОГРАММ
Для соединения нескольких музыкальных фрагментов в один прибегают к монтажу и перезаписи фонограмм. Когда музыкальные фрагменты хорошо сочетаются в по-
* Музыкальная купюра — сокращение за счет изъятия отдельных отрывков без заметного нарушения тонального, гармонического и мелодического рисунка музыкального произведения.
следовательном чередовании, тогда монтаж прост, он ведется на одной ленте в соответствии с изобразительным рядом. Это так называемый монтаж встык.
После того как музыкальные произведения выбраны, найдены места кульминации, нарастания и спада эмоций, необходимо точно распределить музыку по планам изображения. При прослушивании фонограмм надо заложить бумажки с пометками начала «Н» и конца «К» отобранного отрывка и затем, переписав его на пленку, которая предназначается для дальнейшего монтажа, перенести на нее пометки «Н» и «К».
Если фонограмма записана на магнитной лепте по всей ее ширине, то, приступая к монтажу можно не соблюдать особых предосторожностей. Если же используется магнитная лента с двухдорожечной или многодорожечной записью, надо быть внимательным и помнить, что, монтируя музыкальный отрывок, записанный на одной из дорожек, вы, разрезая ленту, можете испортить записи на других дорожках. Поэтому, приступив к монтажу, убедитесь в том, что фонограммы на других дорожках не представляют ценности.
Отобранные и переписанные музыкальные отрывки соедините между собой в намеченном порядке. Прежде чем окончательно соединить две фонограммы, постарайтесь мысленно представить себе, как они будут звучать в соединении. Срезав лишние звуки после отметки «К» в первой фонограмме и перед отметкой «Н» второй фонограммы, склейте магнитные ленты так, чтобы образовалось соединение «К» — «Н». После склеивания прослушайте фонограмму. Обратите внимание на то, как звучит место соединения фонограмм. Иногда при прослушивании обнаруживается излишне большая пауза менаду «К» и «Н», которая воспринимается как нарушение ритмического рисунка в музыке. В этом случае надо переделать склейку, уменьшив расстояние между «К» и «Н».
Если при прослушивании обнаружится, что в месте склейки получается скачок — одна фонограмма как бы наскакивает на другую,— это значит, что пауза менаду «К» и «Н» слишком мала. Увеличить паузу труднее, чем сократить ее, поэтому, если нет твердой уверенности относительно величины паузы, лучше оставить ее сначала чуть длиннее, с тем чтобы потом постепенно уменьшить.
Порой ощущение толчка может вызвать не укороченная пауза, а несоответствие двух соединяемых фонограмм
40
41