Назад

Страница 0020

Вперед

Рассмотрим пример: надо озвучить музыкой эпизод, снятый 16-лш кинокамерой с частотой 16 кадр/с, длина его 15 м. Это примерно 2 мин звучания. Если эпизод сопровождается музыкой на всем его протяжении, значит, надо подобрать музыкальное произведение, содержащее элементы драматургии, имеющиеся в эпизоде, и соответствующее ему по содержанию, форме и протяженности во времени.

Допустим, зрительный ряд эпизода представлен в виде нескольких кадров, на протяжении которых драматизм повествования возникает, нарастая, достигает кульминации, а затем спадает (продолжительность каждого кадра определяется с помощью секундомера). В соответствии с этим следует искать и музыкальную выразительность сцены.

Пусть зрительный ряд строится из следующих, пяти кадров.

1.  Общий план (2 м): море, заметно легкое волнение, к берегу направляется рыболовецкое судно. Постепенно усиливаются волны, видны первые признаки шторма (продолжительность звучания примерно 16 с).

2.  Средний план (3 м): шторм, бушует море. Судно бросает из стороны в сторону (продолжительность звучания около 24 с).

3.  Средний план (4 м): упорная борьба со стихией, напряженно двигаются люди, их лица суровы. В определенный момент (на третьем метре) драматизм достигает кульминации. Огромная волна перекатывается через палубу. Судно на краю гибели. Но... ураган стихает. Море постепенно успокаивается. Напряжение спадает (продолжительность звучания 32 с.).

4.   Крупный план (3 м): панорама по лицам рыбаков. По выражению их глаз видно, что опасность миновала. Лица проясняются (продолжительность звучания 24 с).

5.  Общий план (3 м): затихающее море. Тучи рассеиваются. Судно спокойно причаливает к берегу. Появляются проблески солнца. Все трудности позади (продолжительность звучания 24 с).

Такому зрительному ряду должен соответствовать и определенный подбор музыки. Очевидно, в музыкальной ткани естественно предположить те же законы развития драматургии: возникновение опасности, ее приближение, нарастание до кульминации, кульминация и спад с пере-

88

ходом на простую спокойную музыкальную форму, выражающую возвращение к обычному течению жизни.

Трудно давать рекомендации о выборе музыкального произведения, его характере и форме. У каждого человека описанная картина может вызывать свои музыкальные ассоциации, это могут быть симфонические формы или песня, современная электронная музыка или классическое произведение, написанное для органа. Но эмоциональный строй изобразительного ряда должен сочетаться с музыкальным строем так, чтобы была передана основная мысль данного эпизода.

Если следовать традиционной трактовке подобного эпизода, можно представить созвучной ему классическую симфоническую музыкальную интерпретацию морской стихии, какая встречается в произведениях Римского-Кор-сакова, Глазунова и в музыке других симфонистов. Во многих музыкальных произведениях современных композиторов также разработана тема борьбы со стихией и победы над ней.

Остановив свой выбор на том или ином произведении, попытайтесь найти в нем отрывки, которые бы соответствовали кадрам данного эпизода. Сначала с помощью секундомера определите протяженность отдельных кадров изображения и время, соответствующее отдельным эмоциональным оттенкам, которые вы хотите подчеркнуть музыкой. Потом попробуйте поискать соответствующие краски в музыке.

Отыскав подходящий отрывок, проанализируйте его по времени, то есть с помощью секундомера найдите сначала момент кульминации, а затем определите время, в течение которого происходит нарастание музыки перед кульминацией, сама кульминация и спад после нее. Взяв кульминационное звучание за основу, найдите возможность сокращения или удлинения предшествующего и последующего музыкальных отрывков. Умение находить нужные музыкальные фрагменты и с помощью купюр и повторов приводить их в соответствие со всем строем эпизода достигается не просто, это требует определенных навыков и знаний. В профессиональных студиях этим занимаются музыкальные оформители — люди, имеющие музыкальное образование и специальную подготовку.

Кинолюбители в меру своих способностей и осведомленности могут действовать более или менее плодотворно. Решающую роль в этом процессе играет практика. Опыт

39

Назад Страница 0020 Вперед