на и расширена соответствующим музыкальным сопровождением.
Если музыка фигурирует в кадре как «незримо» присутствующая, то есть звучит из радиоприемника или исполняется за окном, за стеной и т. п., но ее звучание определяет игру актеров (к ней могут относиться реплики актеров), то она тоже должна присутствовать в момент съемки — создавать атмосферу, настрой, ритм всей сцены.
Лучше всего, когда технические и творческие условия позволяют все эпизоды, связанные с музыкой, снимать синхронно, то есть воспроизводить на пленке сразу всю звукозрительную сущность сцены. Однако условия съемки даже на хорошо организованных и технически оснащенных профессиональных студиях не всегда позволяют проводить синхронные музыкальные съемки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ФОНОТЕКИ
Немногие кинолюбители могут позволить себе сочинение музыки специально к своему фильму.
Обычно же кинолюбители, как, впрочем, и многие профессионалы, для музыкального сопровождения фильмов используют уже готовую, ранее записанную на магнитной ленте или диске музыку.
Во многих профессиональных киностудиях производят записи музыки специально для кино. Это удобно, так как киномузыка имеет свою специфику, и поскольку ее пишут специально, то и хранят ее в студийных фонотеках и классифицируют с помощью специальных каталогов, составленных особым образом, позволяющим производить быстрый и точный ее отбор. В каталогах кроме фамилий авторов, исполнителей и названия произведения указывается характер музыки, соответствие ее определенному киножанру.
Кинолюбители, занимающиеся музыкальным оформлением своих произведений, могут завести свою, домашнюю фонотеку, снабдив ее каталогом с аннотациями музыкальных произведений.
Много интересных мелодий можно переписать на магнитную лепту прямо с радио- или телеприемника.
Первые попытки музыкального оформления зрительного материала лучше начинать с озвучения небольших фильмов на определенную тему или отдельных законченных эпизодов.
36
При подборе музыки постарайтесь почувствовать прежде всего внутреннюю необходимость в ней, затем продумайте и уточните, какой по характеру должна быть музыка при вашем толковании зрительного материала.
После просмотра фильма (примерно двух-трех раз бывает достаточно, чтобы уточнить его драматургическое построение с точки зрения предстоящего озвучения) попробуйте найти музыкальную форму выражения основных авторских мыслей и идей. Попытайтесь поискать желаемые звучания в своей памяти, обратитесь к домашней музыкальной фонотеке: грампластинкам, магнитным лентам, наконец, к нотам, если вы имеете музыкальную подготовку.
ОТБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ
Прослушивая иное музыкальное произведение, можно обнаружить в музыке резкую смену настроения, то есть изменение ее характера, темпа ритмического рисунка. Это может наилучшим образом соответствовать такому же переходу настроения в изобразительном материале. Такой музыкальный переход иногда решает драматургию эпизода. Взяв это место музыкального отрывка как основу для сочетания музыкального и зрительного рядов, отсчитайте от него соответствующее по длине вашему изобразительному материалу число тактов музыки вперед и назад и найдите таким образом подходящее место в музыке —. музыкальную фразу для начала и конца эпизода. Если понадобится, сократите или добавьте изображение. Если в отмеренном месте музыкального произведения не окажется подходящей для начала музыкальной фразы, ее нахо-, дят где-то поблизости и тогда соответственно немного удлиняют или сокращают изображение. С этой же целью делают и купюры в музыкальном произведении, вырезая участки фонограмм, содержащие длинные протяжные ноты, или отдельные музыкальные фразы, повторяющиеся аккорды.
Путем перезаписи нужного отрывка вторично и соединения его с первым получают два повторяющихся музыкальных отрывка. Таким путем можно искусственно удлинить- музыкальное сопровождение, соизмеряя его протяженность с изобразительным материалом, при условии, что это будет хорошо восприниматься на слух.
37