Назад

Страница 0018

Вперед

звучании и передано в синхронной съемке такого эпизода. Мотивированная музыка и по содержанию и по качеству зависит от сюжета и ограничена им в своих выразительных возможностях.

Будучи определена обстоятельствами кинодействия, внутрикадровая музыка обычно не отличается глубиной проникновения в сущность происходящих на экране событий; привязанность ее к изображению, непосредственная и полная зависимость от него сужают драматургическую роль музыки, мешают ей стать подлинным носителем идейно-смысловой нагрузки кинопроизведения.

Закадровая музыка. В закадровой музыке более полно используется весь арсенал звучаний, все полифоническое, гармоническое, мелодическое и фактурное богатство; точнее и свободнее в ней может проявиться авторская индивидуальность. Закадровая музыка, как правило, усиливает воздействие кинопроизведения, поднимает эмоционально-выразительную силу его образов, передает зрителю необходимый авторский подтекст и обладает способностью обобщений при выражении глубоких мыслей и сильных чувств. С помощью закадровой музыки можно опоэтизировать образ героя или разоблачить его.

Хорошо написанная и удачно подобранная к изобразительному материалу музыка усилит красоту летнего пейзажа или усугубит драматизм разбушевавшейся стихии. Так, кадры изображения, передающие грозу — темное низкое небо, ползущие по нему грозовые тучи и резкие порывы ветра,— подкрепленные соответствующей музыкой, в которой содержится авторское толкование трагедии разбушевавшейся стихии, несомненно вызовут более глубокие, более сильные эмоции.

Звучание закадровой музыки может быть мотивировано не только внешним поводом, но и вызвано внутренней потребностью ярче, непосредственнее вскрыть эмоциональную сущность показываемого на экране.

Закадровая музыка — сильное художественное средство, и его можно успешно использовать, но для этого автор фильма должен точно чувствовать момент, когда изображение перестает быть строго реалистичным и требует музыкального поэтического отступления идя обобщения.

Многие режиссеры уже при монтаже снятого изображения четко ощущают необходимость присутствия определенной по характеру закадровой музыки или музыкальной темы или, напротив, полного ее отсутствия. Некото-

34

рые из них даже ведут монтаж под мысленно звучащее музыкальное произведение или отдельные музыкальные темы, иногда прерывающиеся паузами. Порой ощущение музыки не покидает режиссера в течение всего процесса создания фильма, возникая в самых его истоках, еще при написании сценария.

Человек, охваченный творческим порывом, ощущает образы своих будущих героев живыми, видимыми, слышимыми и осязаемыми. И когда происходит съемка определенной сцены, она складывается в воображении автора по его музыкальным композициям или по уже конкретно существующему произведению, например песне.

Очень часто, а в мультипликационном кино почти всегда, процессу построения зрительного ряда предшествует процесс выбора или написания музыкальной основы, после чего уже по законам музыки строится изобразительная часть фильма. Есть специальный прием монтирования фильмов, так называемый монтаж изображения по фонограмме.

Существуют и способы съемок под музыкальную фонограмму. В этом случае сначала записывают музыку, заранее выбранную или созданную специально для данной сцены, а затем под ее звучание производят съемку изображения. Причем это делают не только, когда речь идет о съемке танца под фонограмму или условного «пения» под заранее заготовленную фонограмму с апробированным вокальным исполнением. Отдельные сцены фильма снимают под готовую фонограмму музыки и тогда, когда автор фильма, чувствуя музыкальное решение данной сцены, это свое ощущение стремится передать исполнителям, задать тон всему строю снимаемой сцены, то есть вложить его в звукозрительный образ в самый момент его созидания. Это очень распространенный и результативный способ получения выразительных музыкальных сцен фильма. В этом случае происходит своеобразное обогащение музыкой и зрительной композиции сцены и актерской игры.

Музыка способствует возникновению и проявлению эмоций не только у зрителей во время демонстрирования готового фильма, но и у самих актеров в момент съемки, при этом эмоции могут быть совершенно разные: слезы или смех, бурное негодование, испуг. Удачно подобрайная музыка поможет полнее и точнее выразить их.

При съемке немых крупных планов, создаваемая актером гамма чувств и переживаний тоже может быть усиле-

2*                           35

Назад Страница 0018 Вперед