Назад

Страница 0017

Вперед

участвуют в создании художественного образа фильма, передают сложный внутренний мир главного действующего лица — разведчика, выполняющего свой высокопатриотический долг, подвиг.

Песни, звучащие за кадром,—это раздумья о жизни, о Родине, о судьбе. Состояние огромного нервного напряжения, мужество и готовность к преодолению любых опасностей, подстерегающих разведчика в логове фашистского зверя, где каждый неточный шаг может обернуться провалом, каждое мгновение может стать последним,— все это передается в песне:

«Не думай о секундах свысока, Наступит время сам поймешь, наверное, Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения...»

Мягкой лирикой пронизана интонация второй песни — она о душевных переживаниях героя фильма, в ней раскрываются его сокровенные чувства и желания, мечты о доме, о Родине...

«Берег мой, покажись вдали

Краешком, тонкой линией.

Берег мой, берег ласковый,

Ах, до тебя, родной, доплыть бы,

Доплыть бы хоть когда-нибудь.

Где-то далеко, где-то далеко

Идут грибные дожди;

Прямо у реки в маленьком саду

Созрели вишни, наклонясь до земли».

Сменяя одна другую, песни звучат в фильме как образно трансформирующийся лейтмотив. Музыкальные темы хорошо согласуются с развитием сюжета — варьируются и транспонируются по ходу фильма, звучат то в мажоре, то в миноре, то в оркестровом, то в вокальном исполнении, отчего воздействие их возрастает.

Экранное действие заканчивается, но песни еще продолжают звучать, они долго остаются в памяти зрителей, как воплощение идейно-художественного смысла, как результат всего драматургического развития фильма.

Часто песня или танец используется в фильме в виде вставного номера, когда по ходу развития сюжета автор просто испытывает необходимость в передышке, в небольшой паузе.

32

При использовании песенного материала для озвучения немых фильмов надо учитывать возникающие в связи с этим дополнительные трудности при монтаже фонограмм, содержащих песню,— ведь, как говорится, из песни слова не выкинешь, и если в музыке песни купюру сделать довольно просто, то в тексте такие купюры не всегда допустимы; часто оказывается, что даже изъять куплет целиком невозможно. Поэтому вводить песню в фильм следует с расчетом на определенную продолжительность ее звучания либо применять постепенный увод звучания песни, то есть плавное затихание ее до полного исчезновения, но этот прием должен сочетаться с зрительным рядом. Например, в кадре марширует колонна физкультурников, сопровождаемая песней, которая затихает вместе с их удалением. Если физкультурники удаляются на значительное расстояние, то песня может затихнуть совсем, исчезнув даже на полуслове. Если же они остаются в кадре не удаляясь, а следующие кадры переносят нас в другое место, делать быстрый увод песни до полного ее исчезновения в середине куплета не рекомендуется.

В этом случае, чтобы достичь соразмерности песни и изображения, придется делать музыкальный наплыв (см. с. 40) при переходе к следующему куску, что не всегда хорошо получается. Иногда приходится прибегать к удлинению планов изображения, чтобы слова песни были допеты до конца.

МУЗЫКА ВНУТРИКАДРОВАЯ И ЗАКАДРОВАЯ

Музыка внутрикадровая. Принято делить музыку фильма на мотивированную (внутрикадровую) и немотивированную (закадровую). Под словами «мотивированная музыка» понимают музыку, звучание которой в сцене мотивировано, обусловлено конкретно происходящим в кадре действием. Например, в кадре человек, занимающийся игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Понятно, что музыка, исполняемая им, должна быть синхронна с изображением и передавать то, что хотел ею выразить в этой сцене автор. Это может быть необыкновенно красивая музыкальная пьеса или произведение классическое, исполненное с определенной степенью мастерства и виртуозности. Если же сюжетом предусмотрено подчеркнуть бездарность исполнителя или композитора исполняемой вещи, то это должно найти отражение в соответствующем

2 № 2739

33

Назад Страница 0017 Вперед