pa музыки. Отобрав несколько различных по. характеру музыкальных отрывков и сравнивая взаимодействие их с изобразительным материалом, можно убедиться в том, что часто именно контрапунктическое решение звукозрительного образа будет оптимальным.
В телефильме «Вся королевская рать», сделанном на Центральном телевидении по одноименному роману американского писателя В. Уорена, есть такой эпизод: судья Ирвин (его играет Р. Плятт), задумавшись, молча сидит в кресле; он находится под впечатлением только что происшедшего разговора. У судьи побывал Джек, шантажировавший его с помощью старого, давно забытого письма. Крупный план предоставляет зрителю возможность наблюдать за лицом и особенно за глазами судьи, который внешне спокоен, сосредоточен и погружен в воспоминания. Вдруг подкравшаяся к нему опасность разоблачения старых грехов, о которых он, казалось, уже забыл и думать, врезается в его сознание — это передано неожиданно возникающими в тишине, резко и тревожно звучащими аккордами, взятыми группой медных инструментов. Эти звуки воспринимаются как мгновенно возникшая боль, ощущение внезапно нависшей угрозы, всплывшее из тайников памяти тяжелое чувство вины.
В данном случае контрастное сочетание музыки и действия привело к усилению драматического эффекта, но оно может использоваться и с иными целями.
Закадровая музыка в эпизодах с комедийными ситуациями способствует выявлению комических противоречий; музыка же сама по себе отнюдь не обязательно должна быть комической, и даже наоборот — темпо-ритмиче-ское несоответствие музыки и изображения может создавать комедийный эффект, выражать иронию.
В комедийной ситуации музыкальный контрапункт часто усиливает комедийность сюжета. Например, в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» (режиссер Л. Гайдай) горе-рыболовы браконьеры под трагическую музыку Пятой симфонии Бетховена, в которой звучит тема рока, в ужаее пытаются удрать от бегущего к ним с взрывчаткой Барбоса. Грозная тема звучит как злая насмешка над браконьерами-неудачниками, сочетание этой полной драматизма музыки с изображением неожиданно создает необыкновенно сильный комический эффект и неминуемо вызывает хохот в зрительном зале.
| лейтмотив
В кино широко распространен лейтмотивный принцип 'музыкальной характеристики. Это принцип повторности музыкальных тем, сквозного проведения их через фильм. Лейтмотив — это ведущая музыкальная тема, характери-зующая действующее лицо или группу лиц, она сопрово?к-дает обычно либо неоднократное появление действующего лица, либо повторение того или иного события.
Лейтмотив, давая некую психологическую характеристику героям и событиям, призван помочь зрителю в понимании происходящего на экране. В музыке композитора Д. Шостаковича, написанной для фильма Г. Козинцева «Гамлет», шекспировский лейтмотив «быть или не быть»! скорбные и мучительные раздумья Гамлета композитор выражает музыкальной темой, которая проходит через весь фильм, становится его лейтмотивом. Это простая свободная импровизация, она развивается постепенно, в ней появляются трагические звучания, перерастающие в три-умфально-траурную музыку фильма, возвеличивающую героя. Так музыка становится важным художественным компонентом, который не только усиливает выразитель-ность кинообраза, но и помогает понять философский смысл трагедии.
Лейтмотивом фильма может быть не только музыкальная тема, звучащая в оркестре, это может быть и песня, исполняемая солистами или хором, вокальная партия и т. п.
ПЕСНЯ-ЛЕЙТМОТИВ
Звучание песни в фильме может носить характер закадрового обобщения и в то же время выявлять черты, раскрывающие человеческую индивидуальность. В песне чаще всего выражается не действие, а чувство, пастроенио действующего лица, в ней заложены не только музыкальные характеристики экранного действия, по и смысловые, поскольку в каждой песне есть слова, выражающие определенную идею, отвечающие содержанию и смыслу эпизода.
В широкоизвестном многосерийном телевизионной фильме режиссера Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» две песни, написанные композитором М. Тариеер-диевым на слова поэта Р. Рождественского. Они активно