1
к подготовке условий ее проведения, выбору аппаратуры, акустических условий того места, где будет происходить запись.
Очень важно заранее познакомиться с человеком, речь которого предстоит записывать, критически оценить голосовые и речевые данные интервьюируемого или рассказчика. Ведь зафиксированный на магнитной ленте разговор должен отвечать одновременно нескольким требованиям. С одной стороны, это должен быть свободный, непринужденный рассказ, а стало быть возможны присущие человеку ошибки, оговорки, остановки. В подобной записи очень важно сохранить все оттенки именно разговорных красок в отличие от сухого академизма — чтения специально написанного текста, где все точно, гладко, правильно, но часто лишено откровенной непринужденности живого общения с его сиюминутно возникающими мыслями, ассоциациями, отступлениями...
С другой стороны, поскольку предполагается этот разговор в дальнейшем сделать звучащим за кадром, комментирующим происходящее текстом, к нему предъявляются несколько иные требования. Закадровый текст должен иметь четкие, ясные формулировки, грамотное литературное изложение мыслей.
Подобно тому как в литературном произведении, где строго соблюдаются правила и законы языка, прямая речь действующих лиц может не только грешить против правил грамматики и синтаксиса, но страдать любыми дефектами, так и в кино человеку, говорящему синхронно, в кадре прощаются многие дефекты речи (заикание, картавость, шепелявость и пр.) как некая индивидуальная особенность данной конкретной личности. Голос же, звучащий за кадром,— это голос-образ и, если этот голос ведет рассказ, зритель хочет слышать правильную, хорошо звучащую, разборчивую речь, которая бы точно вела мысль и помогала полнее воспринять и оценить происходящее на экране.
Требования к закадровому чтению аналогичны тем, которые мы предъявляем к лектору, чтецу, педагогу. Поэтому, остановив свой выбор на той или иной кандидатуре исполнителя и оценив его речевые и голосовые данные, следует продумать построение беседы, интервью или просто рассказа на заданную тему. Полученную фонограмму такого рассказа можно, конечно, впоследствии в какой-то мере поправить: сократить, убрать оговорки. Правда, это
54
не всегда получается удачно, так как при монтаже речевой фонограммы (см. с. 62) могут возникнуть определенные трудности — сокращение пауз между словами и фразами может нарушить широту и напевность речи, а чрезмерное их увеличение придаст речи искусственность, сделает ее менее выразительной. Монтаж речевых фонограмм — процесс не такой простой, как может показаться па первый взгляд. И хотя в практике любительских киностудий он не очень широко применяется, полезно знать, что это требует соблюдения определенных правил и тщательного контроля за тем, чтобы в смонтированной фонограмме не искажались интонационный строй и ритм речи, чтобы не терялась выразительность и естественность языка.
2. Запись дикторского текста производится, как правило, под изображение уже смонтированного кинопроизведения. Текст пишется с расчетом на данный зрительный ряд, заранее выверяется протяженность отдельных фраз и слов, но в случае необходимости читающий должен сжать или растянуть время прочтения текста без заметного снижения его выразительности и разборчивости.
В профессиональных и хорошо оснащенных любительских студиях имеются специально оборудованные звуко-технические комплексы для всевозможных видов записи, в том числе и ателье для речевых записей, где есть все необходимое для проведения подобных работ. Кинолюбителю-одиночке остается лишь пожелать соблюсти главные непременные условия речевых записей: хорошие голосовые данные самого исполнителя, правильное использование микрофона, отсутствие посторонних шумов и помех.
Если невозможно совместить процесс записи с показом изображения на экране из-за шума проектора, проведите несколько тщательных репетиций чтения под экран, с помощью секундомера определите продолжительность звучания отдельных абзацев и время их начала и конца в соответствии с изображением, а затем произведите запись в тишине — не включая кинопроектор.
Неточности записи постарайтесь исправить при монтаже фонограммы речи и подгонке ее с изображением.
Если дикторский текст задуман для прочтения несколькими голосами, то запись проводят в зависимости от характера текста; если это живой разговор, диалог, в котором следуют вопросы и ответы или мысль излагается вначале
55