Назад

Страница 0029

Вперед

одним голосом, затем подхватывается или перебивается другим, тогда следует вести запись всех участников одновременно, применив для этого, если необходимо, дополнительные микрофоны. Если же текст разбит на абзацы или сюжеты (как в кииожурпалах), которые читаются поочередно то одним, то другим голосом, скажем, мужским и женским, можно записать сначала все прочитанное одним, а потом другим голосом, затем смонтировать на одной пленке в соответствии с изображением. Для лучшего сочетания разных речевых записей может понадобиться не простой монтаж фонограмм встык, а соединение их в процессе перезаписи.

3.  Закадровый комментарий. Его обычно ведет специалист в той области, о которой идет экранное повествование. Это может быть журналист, спортивный комментатор или просто человек, рассказ которого представляет определенный интерес. По мере того как разворачивается экранное действие, возникает и развивается комментарий. Его записывают. Такие рассказы-комментарии мы часто слышим в спортивных передачах, в телевизионных передачах «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и др. Такой рассказ не всегда бывает гладким, строго синхронным, он может грешить и оговорками и неточным построением фраз и предложений, но он всегда пас увлекает, так как появляется эффект сопричастия — зритель оказывается как бы рядом с интересным собеседником, знающим и более осведомленным и потому поясняющим происходящее.

Запись закадрового комментария может производиться там же, где происходит событие, снимаемое в данный момент, или во время демонстрации его на экране. В первом случае это синхронная съемка какого-то события, зрелища, спортивного соревнования с одновременной записью комментатора (так выглядят многие съемки и телепередачи спортивных соревнований по футболу, хоккею, боксу и пр.). В этих условиях речевая запись проводится, как на обычной событийной синхронной съемке. Во втором случае, когда комментируется не само событие, а киноматериал, запись речи ведется аналогично записи дикторского текста, с той разницей, что на сей раз не потребуется ни специально оборудованное системой связи и сигнализации помещение, ни приспособления для удобного чтения текста, ни, разумеется, самого текста.

4.  Речевые записи в процессе озвучения. Тонирование. Этот вид записей широко распространен в игровом и муль-

56

типликационном кино и при дубляже фильмов. Тонированием называют озвучение ранее снятого изображения репликами. РТ действительно, этот процесс часто сводится к озвучению коротких отрывков фильма, содержащих порой лишь одну-две реплики, так как при этом легче добиться хорошей синхронности звука и изображения.

Предварительно отобранный и смонтированный материал, подлежащий тонированию, делят па отдельные отрывки, которые склеивают в кольца для непрерывного показа на экране. Разрезать пленку следует там, где реплика одного актера заканчивается, тогда следующее кольцо начнется репликой другого действующего лица. Причем важ-10, чтобы во взятых отрывках текста была законченность штонаций, иначе куски будут плохо соединяться друг с другом.

В окончательно смонтированной фонограмме не должно Зыть заметно, что речи исполнителей записывались отрывками.

Если в отрывке занято двое или несколько актеров, то-зирование надо вести со всеми участниками одновременно, чтобы в сцене не исчезло взаимодействие, взаимосвязь всех действующих лиц, что очень существенно.

Актеры несколько раз репетируют, примеряются к тому, чтобы произносимые ими слова и фразы точно совпадали с артикуляцией исполнителей, говорящих на экране. Для большей органичности звучания, произнося реплики, актеры могут принимать позы и положения тонируемых героев — приседать, отворачиваться, двигаться в соответствии с происходящим в кадре. Запись ведется до тех пор, пока не получат два-три подходящих по исполнению дубля, после этого делают кольцо из следующего отрывка изображения и продолжают тонирование. Впоследствии отбирают- те фонограммы, которые лучше синхронизируются, а затем обе пленки склеивают в той последовательности, в которой изображение и фонограммы должны быть в фильме.

Часто записи, сделанные на натуре в условиях разных фоновых шумов, па первый взгляд не очень мешающих, после монтажа оказываются непригодными, так как очень ощутимым становится скачкообразное изменение звукового фона на склейках от кадра к кадру. В результате приходится производить тонирование.

5. Запись речи во время синхронной съемки. К синхронной записи речи одновременно со съемкой изображе-

57

Назад Страница 0029 Вперед