одним голосом, затем подхватывается или перебивается другим, тогда следует вести запись всех участников одновременно, применив для этого, если необходимо, дополнительные микрофоны. Если же текст разбит на абзацы или сюжеты (как в кииожурпалах), которые читаются поочередно то одним, то другим голосом, скажем, мужским и женским, можно записать сначала все прочитанное одним, а потом другим голосом, затем смонтировать на одной пленке в соответствии с изображением. Для лучшего сочетания разных речевых записей может понадобиться не простой монтаж фонограмм встык, а соединение их в процессе перезаписи.
3. Закадровый комментарий. Его обычно ведет специалист в той области, о которой идет экранное повествование. Это может быть журналист, спортивный комментатор или просто человек, рассказ которого представляет определенный интерес. По мере того как разворачивается экранное действие, возникает и развивается комментарий. Его записывают. Такие рассказы-комментарии мы часто слышим в спортивных передачах, в телевизионных передачах «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и др. Такой рассказ не всегда бывает гладким, строго синхронным, он может грешить и оговорками и неточным построением фраз и предложений, но он всегда пас увлекает, так как появляется эффект сопричастия — зритель оказывается как бы рядом с интересным собеседником, знающим и более осведомленным и потому поясняющим происходящее.
Запись закадрового комментария может производиться там же, где происходит событие, снимаемое в данный момент, или во время демонстрации его на экране. В первом случае это синхронная съемка какого-то события, зрелища, спортивного соревнования с одновременной записью комментатора (так выглядят многие съемки и телепередачи спортивных соревнований по футболу, хоккею, боксу и пр.). В этих условиях речевая запись проводится, как на обычной событийной синхронной съемке. Во втором случае, когда комментируется не само событие, а киноматериал, запись речи ведется аналогично записи дикторского текста, с той разницей, что на сей раз не потребуется ни специально оборудованное системой связи и сигнализации помещение, ни приспособления для удобного чтения текста, ни, разумеется, самого текста.
4. Речевые записи в процессе озвучения. Тонирование. Этот вид записей широко распространен в игровом и муль-
56
типликационном кино и при дубляже фильмов. Тонированием называют озвучение ранее снятого изображения репликами. РТ действительно, этот процесс часто сводится к озвучению коротких отрывков фильма, содержащих порой лишь одну-две реплики, так как при этом легче добиться хорошей синхронности звука и изображения.
Предварительно отобранный и смонтированный материал, подлежащий тонированию, делят па отдельные отрывки, которые склеивают в кольца для непрерывного показа на экране. Разрезать пленку следует там, где реплика одного актера заканчивается, тогда следующее кольцо начнется репликой другого действующего лица. Причем важ-10, чтобы во взятых отрывках текста была законченность штонаций, иначе куски будут плохо соединяться друг с другом.
В окончательно смонтированной фонограмме не должно Зыть заметно, что речи исполнителей записывались отрывками.
Если в отрывке занято двое или несколько актеров, то-зирование надо вести со всеми участниками одновременно, чтобы в сцене не исчезло взаимодействие, взаимосвязь всех действующих лиц, что очень существенно.
Актеры несколько раз репетируют, примеряются к тому, чтобы произносимые ими слова и фразы точно совпадали с артикуляцией исполнителей, говорящих на экране. Для большей органичности звучания, произнося реплики, актеры могут принимать позы и положения тонируемых героев — приседать, отворачиваться, двигаться в соответствии с происходящим в кадре. Запись ведется до тех пор, пока не получат два-три подходящих по исполнению дубля, после этого делают кольцо из следующего отрывка изображения и продолжают тонирование. Впоследствии отбирают- те фонограммы, которые лучше синхронизируются, а затем обе пленки склеивают в той последовательности, в которой изображение и фонограммы должны быть в фильме.
Часто записи, сделанные на натуре в условиях разных фоновых шумов, па первый взгляд не очень мешающих, после монтажа оказываются непригодными, так как очень ощутимым становится скачкообразное изменение звукового фона на склейках от кадра к кадру. В результате приходится производить тонирование.
5. Запись речи во время синхронной съемки. К синхронной записи речи одновременно со съемкой изображе-
57