создать ассоциативный зрительный ряд. Когда же речь идет о звуке неизвестном или малоизвестном, то без показа предмета, издающего этот звук, он будет непонятен зрителю. В этом случае никакое ассоциативное восприятие невозможно.
Проиллюстрируем это примером: звук первого советского спутника Земли имеет характерно звучащие позывные «пи-пи-пи». Сейчас эти звуки хорошо известны каждому. Многие игрушки, сувениры и даже аттракционы воспроизводят этот звук, ставший определенным символом. И если бы мы захотели использовать контрапунктически этот звук, сопровождая им, скажем, просто звездное небо, зритель сразу домыслил бы сам: где-то там, в звездной дали летает советский спутник — символ высоких и благородных устремлений нашей науки, символ XX века. Раньше же, когда о спутнике еще мало кто имел представление, такой звукозрительный ряд вызвал бы лишь недоумение.
Шумы, -вводимые в киноэпизод, могут выполнять разные функции и даже несколько функций одновременно. Вот в качестве примера простая сценка, в которой звук не только иллюстрирует движение, но одновременно становится элементом драматургии. Вплетенный в диалог шум поезда создает напряжение и приобретает действенную силу. Представим себе вагон. Два человека, сидящие в купе, о чем-то ожесточенно спорят. И чем острее их спор, тем тревожнее шумят колеса. Вот уже не слышно слов (зачем слова, если их смысл уже ясен) — шум поезда заглушил все. Вдруг стук колес оборвался, смолкли и спорящие,— видимо, оба сразу поняли бессмысленность пререканий. Только откуда-то издали донесся насмешливый гудок паровоза, и снова исподволь, тихонько побежали колеса.
Часто в художественных фильмах движение поезда, самолета, парохода, автомобиля создается при помощи рир-проекции и покачивающегося макета (это может быть часть паровоза, самолета или внутренняя часть купе пассажирского поезда, в котором разыгрывается нужная сцена). Сопровождение снятых таким способом кадров звуками соответствующих шумов полностью создает иллюзию реально движущегося транспорта. Шум может создать впечатление движения даже тогда, когда зрительный ряд содержит статичные планы поезда, трамвая, автомобиля. Это свойство шумов используют, озвучивая мульт-
72
фильмы и когда создаются рассказы, иллюстрируемые не кинокадрами, а фотографиями, связанными с переездами или перелетами действующих лиц.
В документальном фильме «Поезд в революцию» (режиссер Д. Фирсова, звукооператор К. Никитин) обильно использованы пейзажи, панорамные планы, снятые с движения. Поезд не виден, видны лишь проносящиеся мимо поля, перелески, станционные здания. Фильм рассказывает о множестве переездов, которые вынужден был совершать Владимир Ильич Ленин в предреволюционный период своей деятельности, когда ему приходилось скрываться от царской полиции. И поэтому через весь фильм как своеобразный лейтмотив проходит звук идущего поезда. Он то затихает, то усиливается, характер его меняется в зависимости от происходящих в кадре событий, от времени и места действия. Шум поезда несет здесь эмоциональную и смысловую нагрузку.
Шумы одного и того же рода могут быть бодрящими или раздражающими, тревожными или успокаивающими. Обыкновенный перестук колес в одном случае может подгонять действие, сообщая ему стремительность, ощущение радостного нетерпения; в другом случае такой же перестук способен создать монотонность, усталость, безнадежность. Многое зависит не только от фактуры и ритма звучания, но и от протяженности его во времени.
Часто продолжительность шума может не совпадать с продолжительностью показа на экране предмета его вызывающего. Например, однообразный и одноплановый шум ткацкого станка или ротационной машины, сопровождающий длинный план с изображением таких машин, в котором может идти подробный рассказ о работе предприятия, его людях, перспективах и т. п., не следует давать на всем протяжении разговора, так как длительно звучащий монотонный шум вызывает утомление и невольное раздражение, это может снизить интерес к говорящему.
Если же в задачу фильма входит охарактеризовать сложные условия труда людей, работающих на таких машинах, или продемонстрировать определенную специфику работы механизмов, тогда дело другое.
Если же нужно передать лишь характер звуковой атмосферы, лучше дать прозвучать шумам в самом начале разговора, а затем незаметно перейти на паузу или музыку. Из этих соображений, а не только ради чистоты зву-
73