Петя не умеет обращаться с хлебом, да ведь даже цыпленок, и тот лучше справляется с ним» — такой текст для детской аудитории не будет лишним, наоборот, он привлечет внимание маленьких зрителей к тому, что происходит на экране, и вызовет правильную реакцию осуждения, даже если эпизод носит комедийный характер. Если такой эпизод показывать без сопровождающего текста, ребята могут упустить эти подробности, не воспринять их как плохое поведение и даже, наоборот, кое-кому такие манеры могут показаться достойными подражания.
Короткометражная лента «Мой папа Айболит» (студия «Беларусьфильм») рассчитан на детскую аудиторию. Это рассказ о добром человеке — ветеринарном враче и его маленьком сыне, который сопровождает его в поездках к пациентам. Фильм сделан в своеобразной манере и интересно решен в звуке. Сначала фильм воспринимается так, как будто рассказ ведется от лица телят, коров, кур и других представителей животного мира. На экране крупно — голова телочки, она внимательно смотрит в объектив, медленно двигает челюстями. А в фонограмме звучит голос, он такой низкий и медленный, так похож на мычание, что воспринимается как голос самой телочки, которая сообщает: «Это фильм о том, какой есть добрый человек на свете, и этот человек Петин папа, он хороший доктор...»
С первых же кадров добрая и доверительная атмосфера, теплая беседа со зрителем. Затем идут кадры, показывающие домашних животных. Звучит песня простая и незатейливая — в ней говорится о добром человеке, который хорошо относится к животным. В чистую мелодическую ткань музыки вливаются звуки птичьих голосов, и все та же попытка имитировать произношение отдельных слов голосами животных. И снова звучит песня, в ней поется о том, что не надо бояться докторов, о том, как полезен их труд. В эпизоде, когда больной лошади делают укол, закадровый голос как бы от ее имени ведет доверительный разговор со стоящим поблизости мальчиком.
Озвучение фильма, подобного этому, легко можно осуществить, не имея сложной синхронной аппаратуры. Достаточно подобрать подходящую песню, интересных исполнителей и совместить фонограмму со снятым изображением так, чтобы получилось занимательно. Это вполне по плечу начинающим кинолюбителям. А детская аудитория с восторгом встретит подобную киноисторию.
82
ФИЛЬМЫ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА
К этому жанру относятся кинопроизведения, отличительной особенностью которых является изображение характеров и ситуаций, вызывающих смех зрителей. Комедия имеет много жанровых различий, характеризующихся эмоциональной окраской комизма (лирическая, сатирическая) и степенью условности сюжета и образа (киноводевиль, эксцентрическая или фантастическая комедия).
Первая комедия, сделанная Люмьером в 1895 году,— «Политый поливальщик» — представляла собой серию юмористических картинок. Эти первые «комические» (как называли в те времена фильмы этого жанра) создавались по образу комических номеров, исполнявшихся в цирке, варьете, кабаре и т. п.
Жанровой особенностью американской школы комедийного киноискусства являлись трюки, основанные на приемах абсурдного юмора. Знаменитые актеры американской кинокомедии — Б. Китон, Г. Ллойд, Ч. Чаплин — преуспевали в этом жанре.
Французские «комические» строились главным образом на комизме движений: головоломные прыжки и падения, потасовки, погони, преследования и т. п., в которых использовались трюковые эффекты ускоренной и замедленной съемки, съемка с заменой персонажа, обратная съемка, прием «стоп» и др. Демонстрировались эти ленты под быструю музыку с резкими переходами и бравурными пассажами. Фильмы с участием французского комедийного актера М. Линдера являются высшим достижением комической школы немого кино.
Актеры и акробаты, пришедшие из цирков и мюзик-холлов, принесли в кино свои выразительные средства, свои традиции. Источником комизма в первых «комических» были эксцентрика и клоунада. Эта особенность жанра объясняется особыми условиями, в которых он возник, ведь ярмарочные, цирковые и балаганные актеры, выступая среди многолюдной толпы, не имея средств для усиления звука своего голоса, предпочитали искусство пантомимы. Жест и мимика, гримасы и прыжки — все это было доступно большим массам зрителей, собиравшихся на открытых площадках ярмарок или в других местах во время народных празднеств. Голоса актеров в условиях таких массовых сборищ все равно не были бы слышны.
83