Звучащий с реверберацией вибрирующий аккорд, вытеснивший звук живого голоса, передает волнение, тревогу, напряжение. Так 8вук в эпизоде передает душевное состояние героя.
Для успеха комедийного фильма важно, чтобы основная, заложенная в сценарии комедийная ситуация и ее кинематографическое изложение нашли правильное воплощение в звукозрительной основе фильма. Для любительского игрового фильма жанр пантомимы наиболее доступен и эффективен, звуковое решение должно в первую очередь опираться на хорошо написанный и хорошо преподнесенный закадровый текст. Это может быть текст от первого лица, иронически комментирующий происходящее на экране, диалог, текст от автора или от имени любого действующего персонажа. Главное, чтобы текст не был излишне многословен, содержал юмор и, комментируя происходящее на экране, хорошо сочетался и акцентировал внимание на главных моментах в развитии сюжета.
Конечно, умение хорошо прочесть текст может в известной степени определить успех фильма, но в данном случае комедийность ситуации в значительной мере будет зависеть от общей звуковой интерпретации происходящего.
При экранизации сказок часто применяют звуковой гротеск. Искусственно создаваемый при записи искажающий эффект, которого добивается актер в определенной комедийной ситуации (с помощью чисто голосовых нюансов), может быть усилен специальными электроакустическими условиями записи.
Современные звукотехнические средства позволяют производить различные трюковые записи. Такие, как речь-скороговорка. При этом речь может быть в значительной степени ускорена с одновременным повышением или сохранением тембра звучания. Раскатистая, нарочито замедленная речь представителей «ленивых» и замедленно действующих персонажей может быть еще больше замедлена и записана с более низким тембром. Причем эффекты такого порядка достигаются без потери синхронности с изображением.
В поисках звуковой выразительности персонажа стремятся найти яркую индивидуальность звучания голоса актера как одно из условий создания художественного образа. Подобно тому, как костюм, грим, парик, накладки могут совершенно преобразить внешний облик актера,
90
так разные способы и условия звукозаписи могут менять голос артиста, делать его глухим или звонким, хриплым, дребезжащим или мелодичным.
Порой возникает необходимость исказить голос знакомого артиста до неузнаваемости, особенно часто к этому прибегают при экранизации сказок, фантастических произведений и в кинокомедиях.
Так, в экранизации сказки о русском богатыре Илье Муромце (его играет Б. Андреев) голос артиста, отличающийся богатым тембром, записан так, что широкое звучание низкого регистра и некоторая замедленность (очевидно за счет скорости записи) создают ощущение богатырской мощи витязя, обогащая художественный образ новыми красками. В этом фильме-сказке нарочито выпукло звучат многие шумы: звуки мечей, шум кованых ворот, свист огненных струй Змея Горыныча и пр. Все это подчеркивает, усиливает сказочность обстановки.
КОМЕДИЙНО-САТИРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ В ЗВУКОВОМ РЕШЕНИИ ФИЛЬМА
Спортивный фильм «Где золото королевы?» (производство студии «Молдова-филм») получил приз на фестивале спортивных фильмов 1972 г.
В фильме рассказывается о том, как на V Спартакиаде народов СССР команда легкоатлетов Молдавии, имея в своем составе известных спортсменов-чемпионов, претендующих на золотые медали, ограничилась получением лишь... бронзовых.
История спорта знает немало таких «срывов». Неудача молдавской сборной не могла не огорчить патриотов республиканского спорта, и в картине сквозь улыбку и иронию ощущается горечь поражения, но очень правильно выбранная насмешливо-ироническая интонация, пронизывающая фильм, делает его веселым, добрым и интересным.
Примечательно то, что такое настроение фильму придает не шутливо подбадривающий текст, а удачно найденное оригинальное звуковое решение.
Известные спортсмены — гордость и надежда республики — сняты во время подготовки к выступлению, в момент самого выступления и после окончания соревнований. Выполнение того или иного вида пятиборья — бег, лрыжки, ядро и т. п.— сопровождается показом отдель-
91