ных частей тела, ног и рук разминающихся спортсменов. Камера часто фиксирует внимание на их напряженных позах, беспокойных лишних движениях, необычном выражении лиц, вызванных волнением, нервозноетью участников перед соревнованием. Звуки, сопровождающие эти сцены,— это, по существу, своеобразные звуковые шаржи — они вызывают дружный смех зрительного зала. Например, во время состязаний по бросанию ядра показан спортсмен, который степенно, по всем правилам подготовившись к броску, долго-долго раскачивается, а затем с серьезным и напряженным лицом бросает ядро... Бросок сопровождается звуком разорвавшегося снаряда, раздающегося после предусмотрительно задуманной многообещающей паузы... Ну а результат? А результат, увы, совсем не рекордный. Это вызывает взрыв смеха.
В другом месте спортсмены, готовящиеся к бегу, проводя разминку, очень сосредоточенно сгибают и разгибают ноги, специальным движением расслабляют мышцы. Каждое сгибание и разгибание суставов ног сопровождается очень странным звуком (так скрипят, открываясь и закрываясь, старые ворота на ржавых, не смазанных петлях). Смешной звук, напоминающий звук булькающей воды, сопровождает расслабляющий бицепсы массаж, который делают спортсмены, стараясь как можно лучше подготовиться к старту. Столь необычное звуковое решение вносит элемент иронии и добродушной насмешки, вызывает улыбку и вместе с тем подчеркивает, что все происходящее — всего лишь спортивные соревнования и не заслуживает слишком серьезного отношения к поражениям. Но все же фильм не оставляет зрителя равнодушным к досадным спортивным неудачам участников Спартакиады из команды Молдавии.
Такой способ звуковой интерпретации экранного действия вполне доступен любителям и с успехом может быть ими использован.
ФИЛЬМЫ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
Детектив как жанр связан с эпосом и драмой, однако встречается и в виде повести, пьесы, комедии, репортажа, романа. Одна и та же фабула может быть использована для создания совершенно непохожих произведений. Очень
92
распространен детективный жанр в игровом кинематографе.
Специфика детектива всем хорошо известна, ото произведение, в котором следователь или сыщик, используя профессиональный опыт, особую интуицию и наблюдательность, расследует обстоятельства преступления, реконструирует факты и, анализируя их, стремится опо-энать преступника, раскрыть преступление. Сложная интрига, таинственность, запутанные ходы следствия вызывают любопытство, напряженное внимание, чувство со-причастия к происходящим событиям.
Детективный фильм обладает богатым арсеналом средств воздействия и множеством способов усиления интриги. Сенсационность, занимательность, эффективность форм — характерные особенности детективного фильма. Правда, «первые опыты обращения к детективной классике были беспомощными попытками средствами пластики немого кино решать сложные задачи интеллектуального анализа.
Только с приходом звука детектив смог полностью реализовать свою диалогическую природу и окончательно сформироваться как киножанр» *. Так утверждает исследователь этого жанра киновед Я. Маркулан и далее поясняет: «Фотографическая вещность кинематографа рождает иллюзию достоверности происходящего. Зритель сам видит, как происходит преступление, и вместе с сыщиком входит в эпицентр событий. Его глазам, слуху, наблюдательности экран представляет равные с Великим детективом возможности и предлагает ему выбрать любую роль: пассивного созерцателя, конкурента сыщика, его напарника, его врага» **.
В 1931 г. немецким режиссером Ф. Лангом был создан фильм под загадочным названием «М». Это один из первых вошедших в историю мирового кино кинодетективов, где звук стал равноценным органичным элементом структуры фильма, создающим его художественную целостность.
С появлением звука в жанре детективного кино знаковые стереотипы стали выражать характерными звуковыми признаками.
с. 65.
* Маркулан Я. Зарубежный детектив. Л., «Искусство», 1975,
:* Там же, с. 66. 93