Назад

Страница 0053

Вперед

кое наполнение эпизода, которого в самом изображении, лишенном звука, не содержится. Оно содержится в сценарии и задумано именно как психологическое, эмоциональное и звукозрительное решение.

Атмосфера подозрительности, нервозности, настороженности передана не только в изображении монтажа, но и в музыке. Звуковое решение фильма передает соответствующую сложной драматической ситуации гамму чувств и особое нервное напряжение. Внешнее спокойствие кадра содержит внутреннюю настороженность, подстерегающую на каждом шагу опасность, постоянное ощущение второго плана действия, и это передано в музыке. Когда Ладейников у себя в кабинете рассматривает секретные фотографии, напряжение создается медленно повторяющимися пассажами в музыке.

В эпизоде кражи документов из сейфа шумомузыка звучит в такт со световыми эффектами. Этим подчеркивается необычная таинственность происходящего. Звон колоколов, раздающийся во время похорон, звучит многозначительным предостережением.

Наблюдение и слежка за подозреваемыми передается стоп-кадром в сочетании со щелчком фотокамеры. Ладейников выходит из отеля и входит в будку телефона-автомата, в этот момент раздается щелчок — это звук спускового затвора фотоаппарата,— кадр замирает (стоп-кадр), затем все продолжает идти своим чередом. Через некоторое время Ладейников в дверях отеля — снова стоп-кадр и звук фотозатвора фиксируют разведчика. То же повторяется через некоторое время в момент, когда он садится в машину. Все происходит в тишине, которую нарушает только звук шагов и «стреляющий» фотозатвор. Возникает ощущение, будто Ладейников все время находится на прицеле, и звук фотоаппарата становится угрозой, нагнетает чувство опасности.

В картине есть контрапунктическое столкновение звукового и изобразительного материала. В то время как Хасс размышляет об обществе, в котором всю работу будут выполнять рабы — люди, превращенные им в животных, по телевизору идет спектакль, в котором звучит старинная музыка, все танцуют, в кадре парики, мушки, фижмы...

В другом месте под звуки старинной музыки происходит допрос и избиение Савушкина и Кетрин. «Кто с тобой работает?» — кричит разъяренный палач, а на экра-

96

не телевизора напудренные парики продолжают жеманно г двигаться под звуки сентиментального менуэта. В музыке | использованы различные шумы: звук проносящихся с повышенной скоростью машин, резкие развороты, визг тормозов — все это способствует нагнетению нервного напряжения. Зато акварельно прозрачна звуковая палитра кульминационной сцены на границе, где происходит обмен Ладейникова на английского контрразведчика... Ранний предрассветный час... тишина. Шоссе, пересеченное пограничными заграждениями. Слышна далекая птица. Звук ! шагов, негромкий шум подъезжающих машин. Торжест-Ь венная и напряженная тишина сменяется громким духо-■вым оркестром, звучащим на аэродроме. Шумная толпа с цветами, кино- и фоторепортеры встречают прилетевших спортсменов — победителей соревнований.

Сквозь толпу пробирается одинокий Ладейников, а в это время в радиорупор раздается: «Мы приветствуем героев, отстоявших в трудных условиях спортивную честь нашей страны!» Ладейникова же встречает скромно стоящая в стороне группа из трех человек. Он садится в машину и едет молча, только слабая улыбка, за которой тщательно прячутся волнение и радость, играет на губах... и ни одного слова. Тишина... затемнение. Конец фильма.

Удивительно точно найденное звукозрительное реше-1 ние финала картины красноречиво свидетельствует о трудной и скромной службе разведчика.

В фантастическом фильме звук играет особую роль, привнося в строй фильма многозначительность, необычность, загадочность художественных образов. Применяются особые звуковые краски, усиливающие своеобразие изобразительного материала, монтаж, движение камеры, своеобразный темпо-ритмический характер музыки и шумов.

Необычность звучаний, их таинственность, завораживающая настороженность способны не только усиливать фантастичность изображаемого, но и самостоятельно воздействовать на зрителя.

Закадровые звучания приобретают здесь не меньшую выразительность, чем внутрикадровые. Представим себе эпизод, в котором показано, как фантастический корабль будущего, совершая путешествие в «неведомое», попадает в неизвестную галактику, с иными законами излучения и отражения звуковых и световых колебаний. Черный эк*

2739

97

Назад Страница 0053 Вперед