нуть умственные силы, о полной отдаче человеческой мысли, идее. Это продиктовало жанровый срез ленты. Мы выбрали метод кинонаблюдения. Это не легкий метод. Часто приходится долго смотреть, ничего не снимая, изучать обстановку. Мы старались, чтобы люди не обращали внимания на нашу аппаратуру. Главным для нас было не вмешиваться в ход событий, остаться как бы в стороне от происходящего. Так мы сняли дискуссию теоретиков... Вначале минут десять была какая-то неловкость. Потом о камере забыли. Беседа пошла своим ходом, наше присутствие перестали замечать...» *.
Непринужденность, раскованность в поведении людей, снятых этим методом, позволили в ряде эпизодов фильма получить впечатляющую достоверность.
Методом длительного кинонаблюдения снимался фильм «Марш поколений» (режиссер А. Павлов, звукооператор И. Воскресенская, производство ЦСДФ). Объектом кинонаблюдения была выбрана одна из московских школ, жизнь и дела ее пионерской организации. Пионерские сборы, заседания советов дружин, совета отрядов, работа отдельных звеньев, повседневная учеба и пионерские вечера — все это проходило с постоянным участием съемочной группы.
Методом кинонаблюдения проводились синхронные съемки большинства эпизодов, при этом микрофон, так же как и камера, был либо совсем не виден, либо своим видом никого не смущал. Микрофон и камера становились деталями привычными и потому незаметными, не вызывающими настороженности.
Эпизод «подготовка к праздничному школьному вечеру» снимался событийно, но синхронные эпизоды частично были организованы и подготовлены и притом необычным способом. В этой съемке центром внимания киногруппы была не только сама школьная сцена и выступавшие перед микрофоном ребята, но и их старшая пионервожатая Валя. Это она придумала и подготовила с ребятами интересные постановки и теперь беспокойно сновала от одной группы участников к другой. Одним напоминала порядок мизансцен, у других подправляла грим, взыскательно осматривала костюм. Она буквально вихрем носилась от ребят, прилаживающих декорации, к ре-
* Махнач Л., Варшавская И. Мир нашими глазами,— «Искусство кино», 1972, № 6, с. 78.
114
[ бятам, читающим стихи, а от них — к хору, повторявшему песню. Ее голос раздавался то в одном, то в другом конце зала, и в этом непрерывном общении с ребятами была ее суть, ее живость и жизнерадостность. Эти качества делали Валю незаменимым другом и товарищем, помогали увлеченно и интересно вести с ребятами большие и малые пионерские дела. И вот такую подвижную, шумную, возбужденную Валю, то хохочущую, то строго и взыскательно отчитывающую кого-то, то громко отдающую команды, нам надо было запечатлеть. Но как снять синхронно в документальном событийном кадре человека, непрерывно и энергично перемещающегося в пространстве?
Микрофоны, которыми пользуются обычно в данном случае, нас решительно не устраивали. Связанные кабелем с магнитофоном, имеющие ограниченный радиус действия, они не могли перемещаться в пространстве с той стремительностью, с какой носилась по школе Валя. Вывод напрашивался один: применить для записи радиомикрофон. Положившись на врожденный артистизм Вали и на ее высокое чувство ответственности за все пионерские дела, а в том числе, разумеется, ж за наш фильм, решили мы оснастить ее радиомикрофоном.
Бедная Валя! Мы водрузили на ее тоненькую фигурку сложную амуницию радиомикрофона и оплели стан длинным проводом — радиоантенной. Мы умоляли ее умерить пыл и порывистость движений, чтобы не повредить электроакустическую радиосистему. Валя вела себя в соответствии с нашими инструкциями, и мы сумели снять очень выразительные, очень интересные синхронные кадры.
Таким же способом происходили съемки синхронного эпизода на уроке математики. Здесь условия были несколько иные. Задача упрощалась тем, что преподаватель математики Алла Дмитриевна, па которой теперь был замаскирован радиомикрофон, пребывала в состоянии относительного покоя, она медленно прохаживалась вдоль класса, подходя то к одному, то к другому ученику, вызывала к доске, то есть действовала, как всегда во время урока. Микрофон, о котором ребята не подозревали, помог нам услышать и зафиксировать и вопросы учительницы и ответы учеников, даже самые робкие, едва слышные ответы слабой ученицы и произносимые шепотом подсказки.
415