Весь материал, снятый с использованием радиомикрофона, отличался удивительно непринужденной естественностью интонаций.
С помощью радиомикрофонов можно проводить интересные и необычные, ранее считавшиеся неосуществимыми синхронные съемки.
В фильме «Личная ответственность» (режиссер Б. Рычков, производство ЦСДФ) авторы пытаются выявить социальные черты характера, сформированные нашим обществом и временем.
Звукооператор фильма И. Гунгер широко использовал в нем радиомикрофон, и это помогло методом кинонаблюдения запечатлеть интереснейший образ современника.
Герои фильма — два директора: директор Магнитогорского металлургического комбината Филатов и директор Минского тракторного завода Слюньков. Их стиль руководства, поведение, манера разговора, общение с людьми — все несхоже. (Это отражено в синхронном материале, снятом методом кинонаблюдения.)
Авторы стремились подчеркнуть и эту несхожесть человеческих характеров и то, как в повседневной работе проявляется общее в характере этих людей,— чувство преданности своему делу, чувство личной ответственности.
В каждом синхронно снятом кадре выявляется яркая индивидуальность этих людей. Делается исчерпывающая, раскрывающая человеческие черты информация о каждом из них. Достоверность звукозрительных характеристик героев помогла авторам убедительно и лаконично раскрыть их личности и донести до зрителя идею фильма. Радиомикрофон позволил провести синхронные съемки в трудных условиях работы на заводе. В эпизоде у доменной печи Филатов разговаривает с доменщиками в момент, когда варится сталь.
Зритель имеет возможность наблюдать и оценивать поведение директора Магнитки на летучке, когда в трудные лютые морозные дни завод впервые не выполнил план. Летучка в мартеновском цехе снята синхронно. Здесь важны не только сами по себе слова, но то, с каким чувством и как они произнесены.
Эта летучка (к ней авторы фильма возвращаются несколько раз) наполнена голосами рабочих людей, озабоченных, лично заинтересованных в успешном выходе пред-
116
приятия из прорыва. Эти чувства хорошо переданы в звучании эпизода.
Экран непрерывно убеждает зрителя в том, что Филатов как директор — на уровне самых высоких требований времени. Зритель не только видит, он все время слышит Филатова, и это значительно обогащает впечатление. Голос директора живет и взаимодействует со всем звучанием завода и его людей.
« — Присмотритесь и прислушайтесь теперь к другому директору, чей стиль руководства совсем иной» — как бы говорит автор фильма, переходя к другому синхронному эпизоду. Слюньков — директор тракторного завода — ведет совещание с особой, свойственной ему четкостью, с рациональностью, присущей не только современному руководителю, но и самому производству. Мысли отточены, |речь лаконична. На традиционной еженедельной встрече с рабочими Слюньков так же собран и сосредоточен, как и у себя в кабинете.
Фильм смотрится с интересом не только потому, что . в нем точно найдена композиция, соблюден четкий ритм и логическая смена эпизодов, но главным образом потому, что два характера, два человека очень емко показаны в атмосфере жизненной правды с достоверностью, которая подчеркнута большим количеством хорошо снятого синхронного материала.
ПРЯМОЕ ИНТЕРВЬЮ
Этот способ проведения синхронных событийных съемок широко используется журналистами на телевидении, в документальном и художественном кино. Ведя интервью, вы подходите с микрофоном к интересующему вас человеку и предлагаете ему ответить на вопрос или задаете тему для размышления и высказывания своих мыслей. При этом человек, попавший в фокус вашего внимания, не всегда ведет себя непринужденно и естественно. Одни вообще отказываются от съемки, другие, напротив, с готовностью встречают ваше предложение, но с первых же слов теряются, ощущают неловкость, не могут найти нужных слов, запинаются. Правда, с каждым днем человечество все больше и больше привыкает к общению средствами радио, кино и телевидения и все реже встречаются люди, которых может вывести из равновесия направленный на них объектив кинокамеры или сму-
117