Назад

Страница 0064

Вперед

тить необходимость ответить в микрофон на заданный вопрос.

Успех синхронных съемок с прямым интервью зависит в значительной мере от правильного выбора места съемок. Рекомендуется внимательно отнестись к окружающим условиям, прислушаться к звуковой атмосфере, в которой будут протекать события, или заранее предугадать возможные наиболее выразительные звуковые краски, передающие специфику атмосферы, в которой должно происходить интервью.

При съемках на натуре получить хорошие записи чаще всего мешает ветер, который иногда появляется внезапно. Порывы ветра, даже редкие, если они достаточно сильны, будут восприниматься микрофоном как рокочущие удары. Начиная съемку в безветренную погоду, надо быть подготовленным к появлению ветра. Для защиты от ветра на микрофон надевают специальный ветрозащитный колпак.

Выбирать место для съемки на открытом воздухе надо так, чтобы с трех сторон или хотя бы с одной стороны микрофон был закрыт от ветра. Это может быть пригорок, забор, густой кустарник, скала и т. п. Такой преградой может служить и группа людей, если композиция кадра позволяет введение их в эпизод. Людей можно разместить около синхронно говорящего человека так, чтоб они защищали собой микрофон от порывов ветра и в то же время заслоняли его от объектива кинокамеры.

Шумы промышленных объектов, железнодорожного транспорта, автомашин, летящих самолетов и другие звуки, появление которых в кадре не предусмотрено, становятся помехой.

Появление различных шумовых помех следует учитывать заранее, при выборе места съемки. Если же избежать их невозможно, надо снимать так, чтобы шум был оправдан (ввести в кадр изображение шумящего объекта).

Если вы тщательно выбрали место и все условия звуковой съемки заранее продумали, то для получения непринужденной атмосферы в момент самой съемки надо подумать о психологической подготовке людей, которых вы предполагаете снимать. Синхронный рассказ с экрана имеет силу воздействия и представляет художественную ценность лишь тогда, когда он звучит правдиво, непосредст-

118

венно, содержит подлинные чувства, а чтобы такое запечатлеть на пленке, необходимо процесс съемки сделать незаметным. Есть такой испытанный прием: при встрече с человеком, которого вы задумали снимать, вы незаметно для него подводите его к тому месту, где стоит (явно или замаскировано) микрофон и куда нацелен объектив кинокамеры, и начинаете доверительный разговор, ваш собеседник, увлеченный обсуждением вопроса, не замечает, что происходит съемка и запись. В результате может получиться интересное интервью.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ФИЛЬМЫ

Определяя звуковое содержание любительского фильма, можно найти очень много красочных синхронных и несинхронных звуковых компонентов, присутствие которых в одних случаях документирует событие, убеждает в подлинности показываемого, в других служит для эмоционального воздействия, дополняя зрительные характеристики художественных образов, а порой и восполняя отсутствующий изобразительный материал. Допустим, что в документальном фильме о пожаре взрыв цистерны с горючим не успели снять, а в звуке событие зафиксировали с самого начала. В этом случае звук является документом и основой для начала фильма. Звук взрыва сразу вводит зрителя в атмосферу катастрофы. В изображении синхронно с этим звуком можно подмонтировать лица людей, дым, пламя и т. п. Можно сопроводить звук взрыва периодическими засветками. Это создаст ощущение, что взрыв показан.

В ряде случаев звук может иллюстрировать и то, что не происходит в кадре. Например, в кадре человек молча вспоминает о каком-либо периоде своей жизни. Это могут быть эпизоды войны или мирной жизни с картинами природы родных мест, с звучанием голосов или песен. Воспоминания человека, его мысли могут быть проиллюстрированы только звуковым рядом, не требующим синхронности с изображением, другими словами, изображение может совсем не совпадать со звуком. Это же относится и к звукам, характеризующим то, что происходит в другом месте, за кадром. Например, звуки боя, доносящиеся издалека, разговор или пение в другой комнате или в скрытом от глаз месте — за ширмой, занавеской и т. д.

119

Назад Страница 0064 Вперед